?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

О событиях 20-летней давности я уже писал в заметке о падении Берлинской стены. Сегодня страна отмечает очередной юбилей. Вновь вспоминается как это было. Мы в то далекое время были совсем еще свеженькими бюргерами, но важность момента ощутить успели. На своем кошелке в том числе. Ко всем отчислениям из зарплаты появилась тогда графа «Solidaritätszuschlag» (типО солидарность нужно проявить к восточным немцам), введенная в 1991 году как бы временно. 7,5% из дохода – немало для того, чтобы быть заинтересованным в отмене сего «блага».



Закончилось тем, что в 1998 году процент снизили до пяти с половиной. Накануне юбилея озвучили сумму, в которую обошлась солидарность в общей сложности (см. в заголовке), только в прошлом году в кассу Zuschlag’a зашло 11.927 млрд. Евро. Так и живем. Надо сказать, что внешне ГДР изменилась до неузнаваемости. Деньги потрачены не зря. Помнится, как я поехал впервые в город Chemnitz, который в то время назывался еще Karl-Marx-Stadt. Было ощущение, что попал в глубинку СССР. Всё такое родное, недоразвитое или поломанное.

Если даже ехать с закрытыми глазами, то безошибочно можно было определить, что пересек границу и въехал в ГДР. Автобан предлагал эффект стиральной доски, а-ля берегитесь зубные пломбы. В воздухе стояла какая-то невыветриваемая гарь (наверное выхлоп предприятий), от которой першило в горле. Ну и много других достопримечательностей. Сейчас уже сотворено все новое: красота ландшафта, чистота воздуха и гладкость дорожного покрытия не может не радовать глаз (и зубы:)). Впрочем, дороги, как раз таки оплачивались из федерального бюджета. Все «солидарные» деньги пошли напрямую в потемкинские деревни развитого социализма, новые, как их называли, земли.

Теперь выясняется, что львиная доля названной гигантской суммы пошла даже не на улучшение инфраструктуры, а на социальные выплаты – непосредственную поддержку населения бывшей ГДР. Дело в том, что на бумаге экономика ГДР была достаточно мощной и эффективной, а на практике она рухнула в первые же дни после объединения страны – экономика ГДР была ориентирована на экспорт в страны соцлагеря, в первую очередь, бывший Советский Союз. Вторая причина – введение с 1 июля 1990 года экономического, валютного и социального союза с ФРГ. Восточные марки меняли на западные по курсу один к одному!

Для полной картинки нужно добавить деньги, уплаченные Германией Советскому союзу. Но добавить будет непросто, поскольку о том, какую конкретно сумму получил в результате от ФРГ Советский Союз, участники переговоров умалчивают до сих пор. По словам советника Гельмута Коля по вопросам внешней политики и обороны Хорста Тельчика (Horst Teltschik), теперь это не имеет никакого значения! «Допустим, Горбачев сказал бы тогда: „Господин бундесканцлер, я согласен, но Федеративной Республике это обойдется в 50 или 80 миллиардов марок!“ Разве мы могли бы отказать?» – задается вопросом Тельчик. Законопослушные бюргеры не позволяют себе дополнительных вопросов, наподобие, «Где деньги, Зин?!»

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
(Анонимно)
3 окт, 2010 01:23 (UTC)
Интересно а сколько выручили от продажи разрушенной Берлинской стены?Даже наш город приобрел на память кусочек этой реликвии.Мичиган,США.Люба Бойкова
andy_777
3 окт, 2010 15:40 (UTC)
Всё, скорее всего, пошло в кассу Берлина. Стена-то берлинская была:)
fobor
4 окт, 2010 01:40 (UTC)
Скорее уж тем, кто вытачивал эти "кусочки Той Самой Стены" из похожего по внешнему виду бетона.
fobor
3 окт, 2010 02:15 (UTC)
Вот почему Южная Корея сейчас так волнуется по поводу предстоящих властных перестановок в Северной. Начнут северяне перестройку - придется объединяться, а там уж Solidaritätszuschlag явно будет не 7,5%. Потому что если в случае Германии индустриально развитую ГДР включали в состав уже постиндустриальной ФРГ, то между корейскими государствами существует разрыв даже не в разы, а на порядки. И на благо северной половины южанам придется трудиться не одно десятилетие.
Так что, на официальном уровне, объединение - национальная идея, а на неофициальном, все вуменяемые южнокорейские политики тайно надеются, что династия Ким падет не при их жизни.

Что касается денег, уплаченных СССР Германией, участники переговоров никак не могли бы их скрыть. Гос. бюджет в парламентарной демократии, тем более, в федерации, - штука публичная, а его нецелевое расходование - несомненный козарь для оппозиции.
Так что по рассчету между ФРГ и СССР ситуация более или менее понятная. Германия тогда выделила довольно крупные кредиты, на своевременный возврат которых, на тот момент, принимая во внимание коллапс советской экономики, никто особо не надеялся.
Однако ФРГ грех жаловаться, т.к. после распада СССР, обязательства по выплатам приняла на себя РФ и к настощему моменту, по-моему, этот вопрос уже закрыт.
Если же советник Г.Коля вел речь о взятках советским чиновникам, то таковые, скорее всего, платились из неких частных фондов, тут и подсчитать сложно, но с другой стороны, и стимулов считать меньше, поскольку фонды эти не из денег налогоплательщиков формируются.
andy_777
3 окт, 2010 15:42 (UTC)
"тайно надеются, что династия Ким падет не при их жизни" - классная фраза :)))
orhidea777
3 окт, 2010 08:14 (UTC)
Продешевил Горбачёв с обьединением Германии, или имел свой интерес, что ещё более вероятно.
А язык или диалект отличается от восточных и западных немцев ?
Кстати, футбол никак не подтянули,в бундеслиге практически нет команд бывшей ГДР.
andy_777
3 окт, 2010 15:27 (UTC)
Диалект отличается, их сразу можно узнать по произношению. А за футболом я не слежу :)
(Анонимно)
5 окт, 2010 00:14 (UTC)
Андреас, поезжай в Баварию в Мюнхен кажется, и скажи ее тренеру Ван Гаалю пусть выпускает на поле Тимощука Анатолия. Договорись пжлста. А то Бавария начала проигрывать.
andy_777
5 окт, 2010 09:19 (UTC)
Ой, ну вот никак не волнует меня футбол. Звиняйтэ :))
g_artur
3 окт, 2010 12:08 (UTC)
не смотря на сумму все ж таки едины и Слава Богу... мы с НИМ едины куда более дорогой ценой
a_twig_of_peach
3 окт, 2010 12:51 (UTC)
5.5% не от прибыли (и уж тем более не от дохода;))), а ОТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.
Это очень важная и значительная разница!
andy_777
3 окт, 2010 15:23 (UTC)
ну тогда наверное К налогу, потому как дополнительно)
a_twig_of_peach
3 окт, 2010 12:54 (UTC)
П.С. Soli платят и восточные немцы. И не-немцы тоже. Но средства массовой информации представляют всё так, как будто плалят ТОЛЬКО бедные западные немцы ! ;)
andy_777
3 окт, 2010 15:24 (UTC)
В этом вопросе, по-моему, гораздо важнее куда эти деньги идут, а идут они известно куда :)
vadimkurat
3 окт, 2010 16:39 (UTC)
Да, сумма неслабая набежала, впечатляет...

Вспоминаю, как мы с женой впервые приехали в ГДР летом 1989 года, за несколько месяцев до падения Стены.
Но тогда ничего не предвещало близких потрясений - у них все выглядело спокойно и стабильно - после нашего перестроечного роздрая и пустых полок. "Витрина социализма" (так называли ГДР) нас тогда впечатлила обилием недорогих и качественных товаров, сами же восточные немцы скептически замечали:"По с сравнению с ФРГ, мы нищие..." Запомнилась увиденная в Берлине огромная очередь желающих поехать в ФРГ на два-три дня к родственникам, причем в одну поездку выпускали только мужа или только жену - чтобы было меньше соблазна остаться на Западе.

Потом был еще один визит в 1993 году по приглашению той же берлинской семьи уже в объединенную Германию. Стены не было, в Западный Берлин в гости к тетушке наших друзей мы поехали уже не на пластмассовом Трабанте, а на приличном Опеле.

Общаясь с друзьями, принимающими нас, желая блеснуть приобретенными познаниями в тонкостях отношений немцев в новой стране,я попытался пару раз сострить насчет осси и весси. Но заметил, что нашим хозяевам было не до смеху.
Брат-хозяин был очень серьезен:"Вадим, поверь мне, я всю жизнь тяжело работал, каждый день вставал в пять утра, упорно трудился, а теперь меня, всех нас обвиняют в лени, в том, что мы запустили Восток страны... Разве есть моя вина, что нам навязали этот социализм? Ведь это западные союзники сдали нас советскому блоку. А теперь мы терпим упреки,что западным немцам приходится платить высокие налоги".

Так что не все так просто в этой истории...


kievgrace
4 окт, 2010 09:05 (UTC)
Хорошие воспоминания...
andy_777
4 окт, 2010 23:23 (UTC)
Да, крах соцлагеря стал трагедией для очень многих людей. Они отдавали все силы на то, что потом в одночасье рухнуло...
moomimamma
4 окт, 2010 14:24 (UTC)
Налог не маленький, но если сравнивать с 20% НДС на Украине,а его платят не только работающие, но и "советские" пенсионеры из своих нищинских пенсий и если сравнить пользу от этих налогов в каждой стране....Лучше не сравнивать... Интересно, в каких еще странах есть НДС? Мой старший брат служил в армии в ГДР. Говорил, что тал люди ЖИВУТ
fobor
4 окт, 2010 15:51 (UTC)
НДС - один из самых популярных налогов в мире. В ЕС обозначается аббревиатурой VAT. Именно его возвращают в аэропорту туристам.

Вот тут можно сравнить размер налога по разным странам и позавидовать. Или посочувствовать.

http://en.wikipedia.org/wiki/VAT#Tax_rates
andy_777
4 окт, 2010 23:22 (UTC)
В Германии НДС 19%.
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner