?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Принадлежность к православной Церкви, о которой заявляют большинство участников социологических опросов в России, не предполагает религиозной практики, в большинстве случаев не имеет отношения к повседневной жизни, никак не сказывается на взаимоотношениях людей. Такой вывод делают известные социологи: директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков и руководитель отдела социально-политических исследований этого же центра Борис Дубин.



Результаты многолетних социологических исследований, снабженные подробными статистическими выкладками, они представили в своих докладах 28 сентября на открытии Международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире».

Лев Гудков констатировал, что за последние 20 лет радикально изменилась религиозная самоидентификация россиян. Если в конце 1980-х г. православными называли себя 17-19% респондентов, а неверующими – 70%, то сейчас это соотношение «перевернулось»: соответственно около 70% и 7%. Близкие данные привел Б. Дубин: 72% взрослого населения считают себя православными, 6% – мусульманами, 6% – верующими, но конфессионально не определившимися, 9% – неверующими.

Наряду с увеличением количественных показателей руководитель «Левада-центра» отметил особый характер религиозной самоидентификации: она в большей степени стала этно-конфессиональной («православный значит русский» и наоборот), заменив собой «советскую идентичность». Последняя была основана на «сознании собственной исключительности», государственно-патерналистском мировоззрении, двоемыслии и «приспособлению к насилию», ориентации на «самые простые образцы поведения» и т.д.

Эта матрица в общественном сознании является настолько устойчивой, что она проявляется и сегодня, несмотря на смену поколений, утверждает Л. Гудков. По его мнению, высокий уровень религиозной идентификации в России — «временное явление, оно представляет собой реакцию на распад тоталитарного общества, проявление мировоззренческого кризиса».

Он привел ряд характеристик российского большинства, которое считает себя православным. В числе «сильнейших парадоксов» исследователь называет, во-первых, то, что только 2/3 (55%) из православных (здесь и далее указывается доля в процентах именно от этих 70-72% россиян - ред.) верят в Бога. Последние замеры показывают, что 34% из них (из 55%) не сомневаются в существовании Бога, а 21% – верят, но сомневаются. Эта пропорция сохраняется в таком виде последние 8-10 лет. По данным соцопросов, регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество и Пасху. Большая часть православных не молятся, не знают основных христианских молитв, а из таинств или обрядов Церкви для них являются значимыми только крещение и отпевание. Менее 1/3 православных родителей говорят с детьми на религиозные темы. Как добавил Б. Дубин, не причащаются 62% из этого большинства. Из 13 стран в России самая низкая доля верующих и при этом бывающих в храме более одного раза в год – 20%, тогда как в США этот показатель 57%, в Италии – 61%, в Польше – 78%. Отвечая на вопрос об общем снижении внимания к религии в мире, Л. Гудков сказал, что исключение составляют Польша, Испания и Словакия, а наиболее религиозной страной остается США.

Второй «парадокс», описанный Л. Гудковым, – это отношение к смерти, не свойственное религиозному сознанию. Тема смерти является «почти закрытой для большинства населения», она вытесняется из массового сознания и табуируется, обсуждение темы становится «почти неприличным». Согласно данным «Левада-центра», в 1991г. 27% православных свидетельствовали о вере в жизнь за гробом, в 2008 г. их число снизилось до 17%. В существование рая верят 41%, ада – 48% православных, столько же верят в религиозные чудеса. «Таким образом, для большинства православных проблематика путей к вечной жизни оттесняется на задний план, является совершенно не актуальной», – делает вывод социолог.

Далее специалисты обратили внимание на крайне низкий уровень участия православных в жизни церковной общины. Здесь у России тоже самый низкий показатель из стран, в которых проводились подобные опросы. Так, 93% из православных россиян никогда не участвовали в приходской жизни. В Германии таких «неучастников» 20%, в США – 31%, в Венгрии – 63%. Самые активные прихожане оказались в США, Словакии и Италии. Однако надо отметить, что если в 1998 г. «никогда не участвовал» говорили 96% российских православных, то сейчас это число снизилось на 5-10%. Неудивительно при этом, что уровень взаимного доверия в российском обществе крайне низок: «Никому нельзя доверять» – под этим готовы подписаться 70% россиян.

Эксперты делают вывод: «возможность идентифицировать себя с православным большинством снимает необходимость собственной душевной работы, любую личную ответственность и саму проблематику этического выбора, резко упрощая восприятие реальности» (Л. Гудков). Ему вторит Б. Дубин: «Постсоветский человек тоскует по целостности, а РПЦ в массовом сознании представляет такую целостность, поэтому люди заявляют о принадлежности к ней. Налицо демонстрация веры – без каких бы то ни было обязательств, без индивидуального включения, вне всякой связи с общиной верующих.

Демонстрация принадлежности к православию никак не связана с повседневной жизнью, не побуждает к реальному изменению поведения, отношения к другим людям (менее 6% опрошенных за месяц совершили тот или иной акт благотворительности)». Напротив, доминантами сознания большинства россиян являются «вера в деньги», которые «решают все», а также разного рода «мифы»: о великой державе и ее особом месте в мире, о наличии постоянной угрозы извне и т.д. При этом только 5% опрошенных сторонников российской «особости» связывают ее с православной цивилизацией; более значимыми критериями являются «власть, земля, историческое прошлое», отметил Б. Дубин.

Несмотря на это, 80% опрошенных связывают сегодня с РПЦ определенные ожидания, продолжил Л. Гудков. Среди запросов выделяются две фундаментальные и неудовлетворенные потребности постсоветского человека: это необходимость моральных основ и наличия смысла, а также то, что связано с взаимоотношениями между людьми. «Церковь может помочь быть более терпимыми к людям», – формулируют респонденты.

При этом авторитет РПЦ в российском обществе стабильно высок – это устойчивое явление социологи также наблюдают в течение двух десятилетий, добавляя, что большей степенью доверия, чем Церковь, пользуется только президент РФ. По словам Л. Гудкова, максимальный показатель доверия (91%) зафиксирован в 1991 г.

Вместе с тем социолог считает возможным говорить о «поверхностном авторитете Церкви» – он «безусловен и не подлежит сомнению, но имеет тенденцию к снижению».
Особенно эта тенденция заметна в молодежной среде. Социологи прогнозируют, что в следующем поколении наиболее вероятен «откат от Церкви», все более скептическое и равнодушное отношение к ней. В чем причина этой тенденции?

По мнению ученых, «дело тут не только в состоянии общества, но и в позиции РПЦ, которая не считает нужным откликаться на острейшие проблемы современности: социальной несправедливости, насилия, коррупции, осмысления нашего прошлого, солидаризуется с властью» и т.д. Социологи отмечают, что особенно «критически настроена по отношению к РПЦ» образованная часть общества.

Касаясь главной темы конференции – идеи служения, социологи отметили, что она обнаруживается лишь в малых маргинальных группах, при этом направленность этого служения разная: от политического протеста и националистического фундаментализма до «работы по культивации внутренней жизни человека». По словам Б. Дубина, есть «точечная активность, и ее убить нельзя». Но «почти нет возможности объединить эти активные «точки» в единую сеть и обеспечить их воспроизводство».

Юлия ЗАЙЦЕВА,
«Благовест-инфо»

Comments

( 31 комментарий — Оставить комментарий )
koza_skripa4ka
1 окт, 2011 10:06 (UTC)
Андреас, я не осилила ))
andy_777
1 окт, 2011 10:27 (UTC)
А и пральна :-))
victor_a_k
1 окт, 2011 10:07 (UTC)
ну мне про тут все известно и без соцопросов -тока разве что не знал точных цифр...
andy_777
1 окт, 2011 10:28 (UTC)
Ну вот, теперь будете знать.
ellencrist
1 окт, 2011 10:16 (UTC)
Да, что-то сильно много букаФФФ (((
При том, что идея-то понятна с первых фраз и цифр )))
Больше всего улыбнула подпись: "Благовест-инфо". Во-первых, сами о себе пишут, а во-вторых, сочетание этих слов звучит, как "алтарь-лавка", "храм-супермаркет" или что-то типа того )))
andy_777
1 окт, 2011 10:34 (UTC)
Ну "инфо" это все же более нейтральное слово (по сравнению с супермаркетом).
ellencrist
1 окт, 2011 10:38 (UTC)
Ну да, конеШно ))
Но ведь и "супермаркет" - нормальное слово, не бранное )))
А слух режет.
Так и с благовест-инфой йэнтою...
andy_777
1 окт, 2011 10:47 (UTC)
Ну, AlfaPress конечно, круче! Кто ж спорит ;-)
ellencrist
1 окт, 2011 10:51 (UTC)
Не, ну шо за наезды???
Сами - придумали, а теперь сами и критикуете???? ;))))
(а то счас за Титул примусь))))
andy_777
1 окт, 2011 10:53 (UTC)
Тссс!.. Тихо-тихо-тихо :))
ellencrist
1 окт, 2011 10:59 (UTC)
Всё, уже - тихо ))))
Только дождик за окном шуршит...
ellencrist
1 окт, 2011 11:19 (UTC)
Вот так это выглядит пока что )))
ellencrist
1 окт, 2011 11:22 (UTC)
Да ланнн...
Это рабочая версия.
Работаем над постоянной )))
firecutter
1 окт, 2011 10:31 (UTC)
"Большей степенью доверия, чем церковь, пользуется только президент РФ" - убило наповал...
andy_777
1 окт, 2011 10:35 (UTC)
А че, президент теперь в России – эталон нравственности. Али не слыхал?
firecutter
1 окт, 2011 10:53 (UTC)
А это и закопало ваще...
ellencrist
1 окт, 2011 10:40 (UTC)
:)))
пацталом...
nickola2
1 окт, 2011 12:35 (UTC)
?

Фото явно диссонирует с содержанием материала.
В тексте речь о том, что "Принадлежность к православной Церкви, о которой заявляют большинство участников социологических опросов в России, не предполагает религиозной практики ..."

А на иллюстрации - Первый день Крестного хода Харьков-Белгород (13 сентября 2009), в котором приняли участие более пяти тысяч человек.

интересно, к чему бы это..
andy_777
1 окт, 2011 12:47 (UTC)
интересно, к чему бы это?
А как бы вы сами ответили на этот вопрос?
nickola2
1 окт, 2011 13:12 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?


Вы действительно хотите, чтобы я попытался проанализировать Вашу мотивацию, кот. Вы руководствовались, когда подбирали подходящее фото к материалу?
andy_777
1 окт, 2011 13:17 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?
Конечно!
nickola2
1 окт, 2011 13:37 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?

вариант 1: у Вас мало свободного времени/сил, поэтому Вы взяли первое попавшееся под руку фото.

вариант 2: характерная черта протестантского (в особенности ,конечно, для ЕХ) сознания, на кот. я обратил внимание - жизненная необходимость иметь в сознании сугубо негативный (часто доходящий до карикатурности) образ традиционной Церкви, чтобы было больше оснований оставаться протестантом (не берусь утверждать, что это свойственно всем ЕХ поголовно, но по-моему тенденция очевидна).

Вы ведь выбрали не просто "нейтральный" сюжет, где напр., идут верующие с иконами и хоругвями (думаю, это не случайно). А именно момент поклонения иконам.
Понятно, какая реакция будет у среднестатистического ЕХ, взглянувшего на данную иллюстрацию. "Невозрожденные обядоверы, да еще и идолопоклонники. Жуть..!"

Вот пока примерно такие соображения.
Теперь Вам вопрос. Если Вам угодно будет ответить. Хоть что-нибудь из предположенного мной соответствует действительности?
andy_777
1 окт, 2011 13:48 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?
Вариант 1 – очень близок к истине. Но из имеющихся у меня нескольких я выбрал именно эту фотографию, Однако не по тем причинам, которые у Вас указаны во втором варианте.

На фото много народа, но если привязать снимок к тексту, то проясняется картина, на которой для массы людей православие и вера начинается и (к сожалению) заканчивается такими вот мероприятиями, в которых (если верить Леваде) большинство участвует в лучшем случае 2 раза в году. Примерно так.
nickola2
1 окт, 2011 14:14 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?

Спасибо.

В том-то и дело, что "привязать к тексту" у меня никак не выходит. На фото - 1. священники 2.казаки 3. молящиеся прихожане. "1" и "2" по очевидным причинам при всем желании не получится причислить к категории "православных атеистов". 3 - тоже сомнительно, т.к. предполагает хотя бы начальный уровень религиозности, т.е. веру в Бога, жизнь за гробом и чудеса.
andy_777
1 окт, 2011 14:46 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?
Казаки, что же, самые последовательные и аккуратно исполняющие требы православные?
nickola2
10 окт, 2011 07:41 (UTC)
Re: интересно, к чему бы это?

Думаю, не все поголовно..
Но, если отвечать на вопрос предельно осторожно, то можно уверенно сказать, что (как минимум) 60 процентов из них являются воцерковленными христианами, т.е. регулярно исповедуются и причащаются.
(Удалённый комментарий)
fobor
1 окт, 2011 14:29 (UTC)
Наши социологи уже так давно работают по принципу "чего изволите", что даже когда они говорят общеизвестные вещи, невольно думаешь, кто заказал им озвучивание этих вещей и какие цели при этом преследовал.
(Анонимно)
11 дек, 2011 09:08 (UTC)
Служение Богу и человеку, конференция, ответ на коммен
Сотрудники Левада-центра не выполняют грязных заказов, Я- просто читатель, но вижу здесь независимый труд учёных и порядочных людуй, Анна,
( 31 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner