?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Откуда взялся протестантизм в России и к чему он пришел за долгие годы существования в нашей стране? Об этом, в преддверии почитаемого среди представителей этой ветви христианства Дня Реформации (31 октября), размышляет Оксана Куропаткина, эксперт Центра проблемного анализа.

«6936_43430_c75f2a11d7.jpg"/

Протестантизм как религиозное направление сложился в 16 веке в результате Реформации. Его основные особенности: протестант уверен, что его спасает личная вера, поэтому любой церковный институт имеет вторичное значение в сравнении с человеческой личностью, сделавшей выбор в пользу Христа.

Протестант уверен, что человека спасает только Христос, из чего следует, что все посредники между Богом и человеком исключаются. В протестантизме нет культа почитания святых. Протестант уверен, что человек спасается только благодатью и милостью Божьей. Добрыми делами спасение заслужить невозможно. Действие благодати однако измеряется тем, насколько праведно живет человек. Но первична милость Бога к падшему грешнику. И последнее важное отличие. Протестант признает единственным авторитетным источником Священное писание. Поэтому Предание Святых отцов принимается только, если оно не противоречит Библии. Поскольку каждый человек может толковать Писание как ему угодно, как его вдохновит Дух Божий, в протестантизме изначально возникло множество разных направлений. В России они представлены практически во всем своем разнообразии. В протестантизм включается не только классическое лютеранство, кальвинизм и англиканство, но и вторая и третья волны Реформации: баптисты, адвентисты и пятидесятники. В нашей стране больше всего именно представителей второй и третьей волны.

На сегодняшний день в РФ насчитывается полтора миллиона протестантов. Вместе они занимают третье место по численности после православных и мусульман. Отметим, что на русской земле протестантизм появился в 16 веке, практически сразу после его появления в Европе. Это произошло, главным образом, благодаря приезжим иностранцам, которым русские цари позволяли отправлять свой культ беспрепятственно, но с запретом обращать в свою веру русских людей. Параллельно развивался «народный протестантизм» — сообщество, отколовшееся от православной церкви, обладающее протестантской догматикой и живущее своими отдельными общинами.

В 19 веке на базе этих общин появились баптистские проповедники, учредившие организованную и связанную с зарубежными церквями конфессию. В советский период некоторые направления протестантизма полностью исчезли. Во время перестройки, когда было разрешено свободно проповедовать свою веру, эти новые направления стали стремительно набирать последователей. Открывались многочисленные церкви. Проповедь шла беспрепятственно. На сегодня протестантизм — это сложная конфессиональная группа, состоящая из множества направлений, союзов, ассоциаций и церквей.

Примечательно, что протестанты являются самой религиозной группой из всех имеющихся сегодня в России. Христиане этого направления чаще других верующих посещают богослужения, чаще молятся, чаще читают Писание. В их церквях очень много молодежи. Кроме того, у протестантов культивируется традиция крепких браков, разводы случаются редко, существует традиция многодетных семей. То есть протестанты заинтересованы в том, чтобы традиция веры передавалась из поколения в поколение, и чем больше детей будет в семье, тем лучше. Еще одна особенность русского протестантизма — культ труда, что является характерной чертой всего протестантизма, не проводившего четкой границы между сакральным и профанным, то есть областями, которые не важны для Бога. И человек, принявший протестантскую веру, старается служить Богу на любом месте, где бы он ни находился. Мирской труд связан с тем местом, которое Бог предназначил каждому человеку: на каком месте ты ни находился бы, ты обязан исполнять свои обязанности максимально честно и с максимальной отдачей. И твой успех на рабочем месте — средство прославления Бога, считают протестанты.

Сосредоточенность на мирском деле особенно актуальна для России, где исторически считается, что человек к труду относится небрежно, недостаточно добросовестно. А протестанты — те, кто трудятся добросовестно. Их отличительная черта не та, что они зарабатывают больше денег, а в том, что они не пьют на рабочем месте (и за его пределами) и честно выполняют свои рабочие обязанности. Благодаря этому честному труду Россия может преобразиться. Эта идея активно культивируется в протестантских церквях.

Протестантское сообщество чаще всего представлено как приход во главе с пастором. У православных и мусульман приходская форма, то есть группа верующих, собирающихся на общее богослужение, как живой действующий институт, только развивается. Активность верующих чаще всего выражена во внеприходских формах и ассоциациях. У протестантов вся активность: и богослужебная, и социальная, сосредоточена в общине прихода. Там, как правило, есть множество тематических служений. Вновь пришедший человек может сразу подключиться к ним в зависимости от своих вкусов и пожеланий.

На организационном уровне протестантизм существует в форме союзов и ассоциаций. Они не всегда связаны с одним конфессиональным направлением. Они могут включать в себя церкви нескольких протестантских направлений. И такая межденоминационная открытость становится все более распространенной. Кроме того, в протестантизме набирают силы межденоминационные проекты. Протестанты понимают, что их проповедь будет более действенной, если они будут сплоченными и смогут на время оставить свои разногласия. Такие форматы существуют в виде советов пасторов какого-либо края, области и т. д., которые активно отстаивают интересы протестантских общин в отношениях с властью. Есть так называемый Евангельский собор, на который собираются христианские интеллектуалы изо всех конфессий, чтобы выработать свою согласованную позицию. Такие формы становятся все более распространенными.

Как протестантизм взаимодействует с другими конфессиями и религиями? Самый актуальный вопрос — взаимоотношение протестантизма с православием. После перестройки отношения сводились исключительно к острому конфликту. Православных раздражали протестантские миссионеры, протестантов — наличие полугосударственной, с их точки зрения, церкви. По прошествии времени у протестантов, как у интеллектуалов, так и обычных прихожан, возникло понимание, что православие никуда не денешь, и каким-то образом взаимодействовать нужно. Такое взаимодействие выстроено достаточно хорошо на официальном уровне. Протестанты входят вместе с православными в Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК). Протестантов неоднократно приглашали на обсуждение различных общих проблем, на всемирный русский народный собор. Практическое общение межцерковных дипломатов происходит постоянно. Оно особенно усилилось во время патриаршества Кирилла. Стратегическая инициатива при этом наблюдается со стороны протестантов. Они понимают, что православие во многом определяет содержание российской культуры, и чтобы интегрироваться в российскую культуру, протестантам невозможно игнорировать тысячелетний опыт православия. Во многих протестантских семинариях в библиотеках на полках стоят книги, посвященные Святым отцам православия и их наследию. Отношения с иными религиями: с исламом, буддизмом, язычеством часто остаются конфликтными, поскольку священнослужителей этих религий еще больше, чем православных, раздражают протестантские миссионеры, которые в нерусских регионах имеют большой успех. При этом протестанты стараются по возможности ни с кем не ссориться и налаживать отношения. Есть прецедент, когда самая большая протестантская церковь, и не где-нибудь, а в столице Дагестана сумела наладить отношения не только с республиканской властью, но и даже с родственниками новообращенных. Протестанты настроены на активное миссионерство, это их неотъемлемая черта. Но при этом они стараются устроить так, чтобы никого не обидеть и не задеть.

Еще один важный аспект — отношения протестантизма со светским обществом. Протестантизм позиционирует себя как общность, открытую всем этносам, пропагандирующую межэтническую толерантность. Протестанты лояльны к межэтническим бракам, к друзьям из других этносов. Их церкви открыты для всех. В нерусских регионах, создавая свои церкви, протестанты стараются максимально сохранить межэтнический колорит. Богослужение ведется на национальном языке. На него переводится Писание. Песни, танцы, если они приняты в богослужении, максимально приближены к этническим особенностям. Это определенная часть имиджа для всего общества. «Мы не отменяем традиции, мы проповедуем истинного Бога...». Протестанты в ответ на упреки в том, что они — носители американской культуры, все чаще говорят о себе как о носителях русской культуры.

Примечательно, что протестантские интеллектуалы выстраивают свою традицию от стригольников и жидовствующих. Говорят даже, что реформаторская традиция в России началась еще до европейской Реформации. Протестантизм оказывается тоже частью (пусть и маргинальной) национальной русской культуры, и протестанты осознают себя частью этой культуры при сохранении критического отношения к некоторым ее особенностям. Протестантам особенно хорошо удается не столько сознание убедительных интеллектуальных концепций, сколько позиционирование себя как активных и полезных членов общества, занимающихся благотворительностью, социальными проблемами. Практически каждая протестантская церковь из имеющихся 6000-7000 по России занимается тем или иным социальным проектом. Хорошо известны протестантские реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Это одна из самых сильных частей их обращенной к обществу программы. Недаром протестанты часто подчеркивают, что перед лицом большого числа проблем, стоящих перед российским обществом, необходимо говорить не о том, кто из религий традиционно присутствует на российской земле, а том, как можно сплотиться для решения этих проблем. Информация о служении протестантских общин все чаще попадает в прессу, и постепенно меняется к ним и общественное мнение. Всероссийского опроса на эту тему произведено не было. Однако по данным, полученным из Забайкальского края, местные жители скептически относятся к обрядовой стороне протестантизма, но их привлекает практика протестантских церквей.

Стоит также отметить мнение протестантов о будущей сборке нации. В современном протестантизме есть несколько взглядов на Россию, российскую историю, российское будущее. В протестантской элите складывается точка зрения, что будущее России будет основано именно на христианских ценностях. Неважно, как будет называться государственная идеология. Важна христианская основа будущего российского общества. Такое общество принято называть «Россией евангельской», противопоставляя ее «России византийской», выстроенной на культе автономной, ни от кого не зависящей власти и на культе государственной церкви. Но такие представления о будущем пока остаются внутренней дискуссией протестантской элиты. Другая, более распространенная версия, заключается в том, что будущее России светло, так как она является особой страной. В этом взгляде протестанты пересекаются с православными, считающими, что рано или поздно молитвы многочисленных погибших в разные эпохи праведников наконец произведут изменения к лучшему, и что у Бога есть особый план в отношении их родины.

В самых широких протестантских массах имеют хождение две концепции. Первая состоит в том, что будущее России — во встраивании ее в цивилизованный мир путем отстаивания в российском обществе ценности прав личности, в частности, прав личности на религиозную свободу. Тут надо отметить жесткую критику протестантами Запада за однополые браки, легализацию эвтаназии и многое другое, что они считают несовместимым с библейскими заповедями. То есть у Запада нужно заимствовать только уважение к правам личности, а все остальное нам не нужно. Вторая концепция, самая распространенная, состоит в том, что необходимо апеллировать не к государству, а к обществу. Ему необходимо сплотиться на основе общего дела, которым нужно считать милосердие, благотворительность, помощь попавшим в беду. И здесь у протестантов есть безусловные козыри.

В протестантской концепции отношений с государством существует некоторый парадокс. С одной стороны, они говорят, что необходим приоритет закона и защиты прав личности. И государственный аппарат прежде всего призван эти права и свободы обеспечивать. С другой стороны, государство и государственная власть — это ценность, каждый добропорядочный протестант должен молиться за власть и думать о том, как ей помочь в реализации ее функций. Любая критика государственной власти должна проводиться максимально корректно. Если чиновники годами закрывают двери перед протестантами, значит, в понимании самих протестантов, они сами плохо работают и надо изыскивать новые способы самопрезентации. Если протестанты и поддерживают мирное выражение протеста, то они против оказания сопротивления представителям правоохранительных органов — это нарушение библейской заповеди об уважении к власти и молитве за нее.

За последние 25 лет российский протестантизм стал неотъемлемой частью и конфессионального поля, и общественной жизни. При этом достаточных ресурсов, чтобы быть услышанными широкими народными массами в России, у протестантов пока нет. Но они активно работают в этом направлении. Отношения с государственной властью в последнее время в крупных городах чаще стали складываться благоприятно, хотя на местах эти отношения далеко не всегда радужны. Одна из самых главных проблем для российских протестантов — выработка собственной идентичности. Восприятие протестантов как агентов западного влияния остается стереотипом массового сознания. Пока преодолеть его протестанты не могут, хотя активно стараются это сделать, получая религиоведческое и культурологическое образование, пытаясь выработать своей национальное богословие. Решение проблемы включенности протестантов в русскую культуру остается делом будущего. Протестанты в силу своей конфессиональной практичности и сосредоточенности на решении конкретных проблем не могут пока предложить обществу и государству свой целостный и связанный проект, свое видение российского и собственного будущего. Остается также вопрос, сумеют ли протестанты выстроить отношения со всеми активными участниками общественно-политического процесса и сохранить при этом свою идентичность, как им не свалиться в маргинальность и сектантство, а с другой стороны — как не стать придатком современного государства.

Автор: Оксана КУРОПАТКИНА.

Comments

( 60 комментариев — Оставить комментарий )
hhart1942
18 ноя, 2014 12:18 (UTC)
Оксана КУРОПАТКИНА.
Оксана КУРОПАТКИН: Спасибо за такой глубокий анализ российского протестантизма. Я всегда боялся в СССР протестантской адаптации или раболепия перед властями и в настоящее время перед Путиным. Христиане дожны на востоке и на западе суверенно следовать по стопам Христа. Желаю всем и себе тоже этого от всего сердца.
livejournal
18 ноя, 2014 14:18 (UTC)
О протестантизме от аналитика
Пользователь mmlj сослался на вашу запись в своей записи «О протестантизме от аналитика» в контексте: [...] Оригинал взят у в 400 лет одиночества: Феномен российского протестантизма [...]
(Анонимно)
18 ноя, 2014 15:44 (UTC)
Спасибо, брат Андрей, хорошая статья!
Лишь с этим не согласен - "Они не всегда связаны с одним конфессиональным направлением. Они могут включать в себя церкви нескольких протестантских направлений" - не встречал подобного практического и жизнеспособного, кроме отдельных совместных заявлений, ну и типа там молитвенных завтраков и т.п.
vennlig
18 ноя, 2014 16:01 (UTC)
А как отделить права личности от прав меньшинств, в том числе сексуальных? Или это вроде как хочу, чтобы было и круглое и квадратное отдновременно?

Понятно, что дело не столько в русской культуре, сколько в традиционных ценностях(русская культура - культура с главенствующей ролью традиционных ценностей), которые во многих культурах, даже мусульманских, абсолютно идентичны. А западное общество традиционные ценности у себя утилизировало на протяжении веков. Напоминаю, что "свобода" в западном понимании - это право всякого человека отказываться от любой из традиционных(по сути христианских) ценностей если таковая для него невыгодна.

Поэтому здесь неразрешимое противоречие - антагонизм - невозможно быть одновременно человеком русской культуры и разделять "американские" ценности. Это как невозможно быть христианином и практикующим педерастом.
(Анонимно)
18 ноя, 2014 16:16 (UTC)
Как будто на Руси мужеложества никогда не было среди вполне русских мужиков, только, да, в открытом виде до сих пор побаиваются - в этом отличие.
vennlig
18 ноя, 2014 17:25 (UTC)
В США есть мусульмане - США мусульманская страна.

В Иране есть христиане - Иран христианская страна.

В США полицейские убивают негритят, который между прочитм ходили в церковный хор, - США - это страна где власти преследуют(убивают) христиан.

Если Вы в этой логике нашли какие-то изъяны, то внимательно перечитайте свое творчество. Если нет, то ни о чем не переживайте.
(Анонимно)
18 ноя, 2014 18:32 (UTC)
Просто последний абзац ваш показался действительно нелогичным.

И еще - что толку в традиционных ценностях (которые мусульманские и христианские часто схожи)? Зачем заботиться о здоровье гуманистического общества? Пусть все летит в тар-тарары - конец один.
vennlig
18 ноя, 2014 18:43 (UTC)
Христианские ценности в современном мире - это всегда традиционные ценности. А вот традиционные ценности могут быть не только христианскими, при этом практически во всех культурах та часть, которая относится к традиционным ценностям(семья, брак только между мужчиной и женщиной), совпадают. Это во-первых.

Во-вторых, а Вы уверены, что Ваше христианство не приведет Вас в тар-тарары, коль скоро оно не совместимо с традиционными ценностями?
(без темы) - (Анонимно) - 18 ноя, 2014 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 07:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 07:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 08:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 10:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 11:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 ноя, 2014 21:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 07:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 19:04 (UTC) - Развернуть
vennlig
18 ноя, 2014 18:49 (UTC)
последний абзац ваш показался действительно нелогичн
Там нет ничего нелогичного. Просто вместо употребления таких слов как "оксюморон" я показал примеры вещей несовместимых, помните как у классика "Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень".
Re: Еще один пример - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 12:41 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
18 ноя, 2014 20:14 (UTC)
Не мните о себе высокомудренно. С вашей логикой тоже случаются проблемы.
В США есть и мусульмане, и христиане(при том всех конфессий-где-то встретилось, что католиков даже больше, чем протестантов, но это ни о чем не говорит! просто к сведению, но требует проверки). Там есть будисты, атеисты и коммунисты. И это говорит только о том, что США мультикультурная и мультирелигиозная страна, где уживаются все. Так что в этой части с логикой и предполагаемыми, очевидно, аналогиями, у вас - не ахти.
Дальше вообще сумбур. И не надо меня обвинять в отсутствии логики. Просто наши логики не сходятся в силу вполне понятных причин.
vennlig
18 ноя, 2014 20:33 (UTC)
Я непременно прислушаюсь к Вашему совету. Единственное что, вопрос такой - Вы к чему все это написали? Вроде все высказывания, которые я привел в предыдущем сообщении как раз и были написаны с целью показать порочной подобную логику(про мужиков-мужеложцев), мои то высказывания все нелогичны.

И не надо сильно волноваться, а то вон нашли уже что я убил Джона Кеннеди Вас в отсутствии чего-то обвинил. Перечитайте меня еще раз и убедитесь, что даже намека на что-то подобное в моих словах нет. Надо же с текстом хоть немного взаимодействовать, а не фантазировать.
(без темы) - (Анонимно) - 18 ноя, 2014 21:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 07:51 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
18 ноя, 2014 21:11 (UTC)
...негритят, говорите?...
vennlig
19 ноя, 2014 07:41 (UTC)
У Вас комплексы. Не стоит их проецировать на окружающих. Если в Америке подобные высказывания недопустимы в силу исторического наследия(надавайте говорить честно: американские христиане не считали негров за людей, эксплуатировали нещадноо и убивали миллионами), то в русском или норвежском языке слово "негр" или "негритенок" не имеет никакой негативной коннотации.
(без темы) - (Анонимно) - 19 ноя, 2014 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 19:11 (UTC) - Развернуть
ar_chibald
18 ноя, 2014 16:18 (UTC)
Веннлинг вам хлеба не давай лишь бы пожурить американцев. Почему вы приравниваете всю американскую культуру к педерастии? Да, существует такая прослойка грешников в Штатах, но это не значит что американская христианская культура их поддерживают.
vennlig
18 ноя, 2014 17:21 (UTC)
Арчибальд, неужели нельзя без истерических выпадов в сторону оппонента обойтись?!


"Почему вы приравниваете всю американскую культуру к педерастии?"
Мне сложно подобрать слово, которое бы наиболее полно выразило мое недоумение. Перечитал предшествующего Вам комментатора(думал, может это ему Вы хотели написать, но ошиблись), но нет, и он ничего подобного не говорил. Наверное, Вы что-то спросить хотели, но не до конца четко смогли сформулировать свою мысль?
ar_chibald
18 ноя, 2014 19:53 (UTC)
Извините если обидел.
(без темы) - vennlig - 18 ноя, 2014 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 ноя, 2014 21:25 (UTC) - Развернуть
shtunda
18 ноя, 2014 17:40 (UTC)
Да патаму, шо онЪ самЪ - латэнтЪный.
ВодЪ и субЪлемируэтЪ...
vennlig
18 ноя, 2014 18:38 (UTC)
Вы известный ценитель знаток самых глубинных струн мужского естества, Ваш авторитет в этом деле здесь практически непререкаем, и позоволить себе оспорить Вашу оценку может разве что melancholy-gay.

Edited at 2014-11-18 19:02 (UTC)
(без темы) - shtunda - 18 ноя, 2014 22:59 (UTC) - Развернуть
fobor
18 ноя, 2014 22:46 (UTC)
Права любого человека должны строжайшим образом соблюдаться и государство должно быть гарантом их соблюдения. Вне зависимости от чего бы то ни было, в т.ч. от его сексуальной ориентации. Вроде бы очевидно, и тем не менее раз за разом в среде околопатриотической общественности наблюдаются бурления на эту тему. Вот бы нашелся исследователь, который бы разобрался в истоках этой анальной фиксации у данной категории граждан. Есть мнение, что это неспроста.

Edited at 2014-11-18 22:46 (UTC)
vennlig
19 ноя, 2014 07:32 (UTC)
Да я ж разве с Вами спорю? Я наоборот объясняю то, что автор статьи не понимает, что если мы придерживаемся западной концепции прав человека, то должны реально уважать права других, а не "жестко критиковать" практику "однополых браков", эвтаназии и т.п. Вот Виктор Шленкин последователен в своих взглядах, призвал выступать в защиту прав гомосексуалистов, а у тут какое-то лицемерие.
fobor
19 ноя, 2014 14:56 (UTC)
Жесткая критика "однополых браков" не нарушает ничьих прав, напротив, она сама является реализацией права религиозных организаций на высказывание своего мнения по широкому кругу вопросов. Естественно, призыв, например, сжигать гомосеков в печах, не является критикой однополых отношений, а является призывом к совершению тяжкого преступления. Поэтому, лицо, распространяющее подобные призывы, подлежит наказанию.
Если гомосексуалистов решит сжигать в печах государство, христиане, вне всякого сомнения, должны выступать против такого государственного решения, невзирая на несогласие с "однополым" образом жизни.

Edited at 2014-11-19 14:57 (UTC)
(без темы) - vennlig - 19 ноя, 2014 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 20 ноя, 2014 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vennlig - 21 ноя, 2014 07:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 21 ноя, 2014 08:13 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
18 ноя, 2014 17:34 (UTC)
Веннлинг, а где вы увидели истерические выпады? По-моему истирить начали вы в своем комментарии. Разве что вам изнутри не заметно. Поэтому со стороны кажется, что это вы не сумели сформулировать мысль и написали то, что написали. Впрочем, это ваша традиция здесь.
vennlig
18 ноя, 2014 18:01 (UTC)
Вижу прочитали мой ответ на Ваш предыдущий комментарий. Судя по всему, ошибку свою Вы осознали, а Вот обиделись напрасно. Если научились чему-то - поблагодарите от души, а вот эта мелочная мстительность совершенно не к лицу христианину.

P.S.: понимаю, что у некоторых есть сложности при пользовании Интернетом(для кого-то это штука новая), но все-таки если Вы отвечаете на какое-то сообщение, то нажмите под ним линку "Ответить" и потом пишите. Уверяю Вас, это совсем не сложно.
shtunda
18 ноя, 2014 17:37 (UTC)
Примечательно, что протестантские интеллектуалы выстраивают свою традицию от стригольников и жидовствующих. Говорят даже, что реформаторская традиция в России началась еще до европейской Реформации.

Раисся - родена сланоффЪ!©
Ну, и увЪ обЪласЪте балету - само собой...
(Анонимно)
18 ноя, 2014 17:41 (UTC)
Ильинична
Спасибо автору за аналитику, некоторые промежуточные выводы и отрытые вопросы для дальнейшего объктивного и всестороннего анализа.
( 60 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner