?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Вот уже год мы проводим в нашей церкви разборы Слова, вникая в различные библейские термины и пытаясь понять их смысл. Выяснилось, что многие слова, причем, ключевые, влияющие на нас не только в плане духовного роста, но и в плане понимания Господа, Его святой воли, остаются у нас практически без внимания. И это при том, что мы все читаем Писание вдумчиво, стараясь, конечно, его понять.

IMG_8801 Kopie.JPG

Спроси сегодня рядового христианина: что такое тщеславие? Или любостяжание, или обольщение. Что означает воздержание, злоречие или благочестие? А нечестие, нечистота – что это такое? Все эти слова мы знаем, многократно прочитывали их, но, оказывается, многие не знают не только значения, но и даже, на каком слоге нужно делать ударение. Между тем, это совершенно не случайные термины, и каждый христианин должен понимать их в полной мере, а при необходимости и разъяснить значение слов несведущему.

По этой причине решил предложить своим друзьям новую рубрику (назовем ее "Тихие беседы"), в которой буду предлагать разбор того или другого библейского термина. Не потому, что хочу выставить себя особо знающим, а потому, что мне и самому интересно заниматься подобным разбором. Кроме того, за прошедшее время я успел убедиться в полезности сего занятия для себя лично. Итак, начну с удивительного по своей силе отрывка, записанного Апостолом Петром в его Втором послании:

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель...» (1:3-5).

Что же такое добродетель? Нет, это вовсе не человек, который делает добро. Добродетель – это положительное нравственное свойство характера, определяемое волей и поступками человека; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех» (Википедия). Кроме того, словари нам подскажут, что добродетель – это, по сути, нравственное совершенство.

Другими словами, добродетель – это даже не всегда действие, это в какой-то степени состояние души, высокое качество характера, способность в любых обстоятельствах, произвести (выбирать) доброе, чистое, честное, похвальное. Некоторые понимают под добродетелью буквально праведность. Добродетель может быть, конечно, и делом, но может и не быть, а быть, например, мыслью или словом. По большому счету, простая пунктуальность – тоже добродетель.

Состояние души, практика жизни, атмосфера внутри человека, его внутренний мир, когда в каждой ситуации он выбирает (стремится избирать) добро. Но и этим не ограничивается это прекрасное качество характера. Оно проявляется в оценке самого себя, своих достижений, успехов; скромность человека, несомненно, можно причислить к добродетели. То же самое можно сказать и о способности обуздывать свой язык, быть немногословным, умеренным в словах, неболтливым. Добродетельный человек в любой ситуации из всех возможных вариантов всегда выберет добро. Даже в тех случаях, когда это ему тяжело или не выгодно.

Апостол Петр подчеркивает важную мысль: «покажите в вере вашей»! Сегодня нередко можно стать свидетелем споров о том, что делами человек не спасается, что он ни капли не может добавить к своему спасению, что Господь уже всё в совершенстве закончил, и уж дела в жизни христианина нисколько не приблизят и не отдалят его от спасения. По-моему, Апостол дает неплохой ответ на все эти споры: вера в Бога, говорит он, должна себя в чем-то проявлять, христианин должен ее показывать, и показывать не только в конкретных делах, но даже состоянием своей души, качествами характера. Если этого нет, то скорее всего вера его мертва (Иак. 2 гл.).

И вот, исходя из приведенного библейского текста, проявляется она прежде всего в добродетели – практической, видимой стороне христианского характера человека. Кроме всего прочего, во всем этом еще и прославляется Господь. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Таким образом, стремление к добродетели – благородная и стоящая усилий цель.

Андреас Патц специально для «Международной христианской газеты».

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
(Анонимно)
11 мар, 2017 10:49 (UTC)
знаэшь?
— Гоги, что такоэ цыпленок?
— Курица знаэшь?
— Да.
— Пэтух знаэшь?
— Да.
— Это йиго рэбенок!

"Погуглите" добродетельница.
— Добродетель - это её брат родной.

— "Человек, делающий добро"

" А зараз, Александр Анисимович, добродетель мой, верьте слову ― боюсь!" [М. А. Шолохов. Поднятая целина. Книга 1 (1932)]

vasylprima
andy_777
11 мар, 2017 10:55 (UTC)
Re: знаэшь?
Спасибо! Но я решил ограничиться библейским термином (сомневаюсь, что Шолохов был с ним знаком). "Добродетель" гуглил ;)

Edited at 2017-03-11 10:55 (UTC)
fobor
11 мар, 2017 11:02 (UTC)
Шолохов? Казак и сын казака Михаил Шолохов мог не знать церковное слово "добродетель"?

Что касается "добродетеля" - это, скорее, диалектная форма, в нормативном русском это место занимает слово "благодетель".

Edited at 2017-03-11 11:03 (UTC)
andy_777
11 мар, 2017 11:05 (UTC)
Слово такое он знал. И даже употребил его в "Поднятой целине", как нам тут процитировали. Я о библейском термине рассуждаю.
fobor
11 мар, 2017 11:09 (UTC)
Возможно, так говорили на Дону. Тогда это объясняет вопрос старшеклассника. Диалекты Дона и Востока Украины имеют много общего.

Но это просто другое слово. И род у него другой и склоняется оно иначе.
fobor
11 мар, 2017 10:58 (UTC)
Ну-у. Википедия такая википедия... Антоним слову "добродетель" - слово "порок". Слово "грех" можно считать таковым, если брать его в глобальном смысле, например, противопоставлять семь добродетелей и семь смертных грехов.

Кроме того, не могу согласиться с тем, что для того, чтоб быть христианином, необходимо выучить кучу церковнославянских слов. Добродетель или тщеславие в русском языке держатся прочно, незнание значения этих слов - обычная безграмотность, с которой надо бороться. Всем, в т.ч. и христианам.
А вот "любостяжание" или "малакия" какой-нибудь, это надобно просто переводить.

andy_777
11 мар, 2017 11:07 (UTC)
Ну как же вы могли меня ТАК понять? Я о том, что необходимо для того, чтоб быть христианином...
В остальном "обычную безграмотность" и устраняем. В том числе свою собственную.

Edited at 2017-03-11 11:09 (UTC)
fobor
11 мар, 2017 11:13 (UTC)
Я откомментировал ровно один абзац. Все остальное никаких недоумений не вызвало. Наоборот. А здесь, просто вспомнилась вполне реальная проблема, когда Библию, вроде как написанную на русском языке приходится читать со словарем даже грамотному русскому человеку.
andy_777
11 мар, 2017 11:16 (UTC)
Но я нигде не писал, что для того, чтоб быть христианином, необходимо выучить кучу церковнославянских слов. У меня даже намека на это нет :)
fobor
11 мар, 2017 11:22 (UTC)
Меня зацепило слово "любостяжание". Я,если честно, сам его значение понимаю неотчетливо, чем оно от сребролюбия отличается. И от банальной жадности.

Но не было бы этого абзаца, о чем бы я писал комментарий? Правильная статья, нужные разъяснения, вопросов не вызывают. Кнопки "лайк" в ЖЖ нет, к сожалению
andy_777
11 мар, 2017 11:25 (UTC)
Лайки мне как раз и не нужны. Тем более здесь :). Гораздо важнее для меня обоснованные критические замечания (как раз ваш случай:)), с их учетом я могу отправить в газету уже исправленный, усовершенствованный вариант заметки. Словом, спасибо!
(Анонимно)
11 мар, 2017 11:14 (UTC)
http://andy-777.livejournal.com/560174.html?thread=22195246#t22195246

Посмотрите время отправки.

vasylprima
andy_777
11 мар, 2017 11:16 (UTC)
Очень пунктуально! Большое спасибо!
(Анонимно)
11 мар, 2017 11:28 (UTC)
Аретология
Там продолжать, видимо, нету смысла?
vasylprima
andy_777
11 мар, 2017 11:33 (UTC)
Re: Аретология
Лучше, наверное, здесь. Но уже понятно, что слово добродетель (мужского рода), основанное, по всей видимости, на сходстве звучания с делателем добра хоть и чрезвычайно редко, но имеет место быть. Это просто нужно учитывать, когда рассуждаешь о библейской добродетели.
(Анонимно)
11 мар, 2017 11:48 (UTC)
Re: Аретология
Да и здесь лингвистическую сторону темы можно, по моему, не продолжать.
vasylprima
uriy_sim
11 мар, 2017 12:42 (UTC)
Мне кажется, что автор начал об одном, а закончил объяснение несколько другим. Или просто применил понятие "добродетель" в довольно узком смысле.

Вы же сами написали вначале, что добродетель - это не просто делание добра, а качество души. Говоря библейскими терминами - атрибут. Как "милость" и "милосердие". Милосердие качество, а милость действие. Да, добродетель проявляется действием (деланием добра), но она не вынуждена, как у плотских людей. Она качество, присущее возрождённой жизни. Потому несколько неуместно говорить о добродетели как просто о делании добра. Добро делают и неверующие люди, но не всегда. В этом и отличие. Окружающие люди должны быть уверены, что христианин всегда будет поступать согласно, живущей в нём добродетели. Не зависимо от обстоятельств и последствий, а плотской человек делает добро в зависимости от обстоятельств и с оглядкой на последствия.

Цель добродетели не столько делание добра (это способ её проявления), сколько показать жизнью благости возрождения посредством веры. Другими словами - жизненный показатель верующих людей. Когда воры становятся меценатами, как Закхей, и т д.
andy_777
11 мар, 2017 12:48 (UTC)
Потому несколько неуместно говорить
Юрий, брат, Вы на самом деле меня поняли так, что я говорю о добродетели как просто о делании добра? Вообще-то я настаиваю в заметке как раз на противоположном.
uriy_sim
11 мар, 2017 13:32 (UTC)
Re: Потому несколько неуместно говорить
Значит мне стоит попросить прощения. Меня действительно несколько смутил последний абзац. Просто по видимому мне показалось несколько узким применение.

Хотя, когда речь заходит о спасении, я думаю, что тоже предполагаются разные термины в спорах (ну, в основном). Спасение как акт возрождения и спасение как процесс освящения. Ведь это разные определения, хотя и говорящие об одном и том же действии. Что можно добавить к возрождению, оно действительно не зависит от наших усилий. Ну кроме принять или отвернуться. А вот освящение...
(Анонимно)
12 мар, 2017 20:07 (UTC)
Что такое добродетель?
У Салтыкова-Щедрина в сказке "Карась-идеалист" тот же вопрос
irenchado
13 мар, 2017 08:55 (UTC)
И проблематика поднята важная, и статья написана отличная!
Спасибо, Андреас.
gorishina
25 мар, 2017 19:24 (UTC)
Чтобы понять смысл всех этих слов, которые сегодня-то уже и не употребляются, нужно иметь мышление того времени, когда писался Синодальный перевод. А можно проще - пользоваться адаптированным современным переводом с греческого оригинала. Вот тогда будет не то чтобы уж совсем все понятно, но уж куда понятнее, чем какие-то слова из позапрошлого века)))
(Анонимно)
26 мар, 2017 03:18 (UTC)
"понять смысл"
Возможно моя вина, что обсуждение "наклонилось" в сторону лингвистики.

К сожалению, не только слово, во многих словарях теперь - с примечанием(устар.), но и смысл его, также все чаще бывает "устар."! К сожалению...

vasylprima



( 23 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner