?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В комментариях к моему посту с фотографиями похорон Гинтаса Абарюса прозвучал вопрос: допустимо ли верующим практиковать кремацию?

Я вспомнил о том, что мы в газете рассуждали на эту тему по просьбе наших читателей.
Возможно, кому-то поможет ответ нашего постоянного автора пастора Мирона Вовка на этот вопрос.



Мир вам, дорогие издатели «Международной христианской газеты»!
Я уже довольно давно живу в ФРГ, возраст у меня преклонный. Как, наверное, любой пожилой, слабый и больной человек, думаю о конце жизни, о смерти и похоронах.
В Германии земли не хватает, поэтому дешевле кремировать тело покойного и захоронить его в урне (на многих кладбищах урны замуровывают в общую стену). С одной стороны, хорошо – не черви будут есть моё тело, а огонь превратит его в прах. С другой стороны, как считают у нас, кремация – это грех, потому что тело должно быть предано земле: «...Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19); «И возвратится прах в землю, чем он и был...» (Еккл. 12:7). Получается, что кремация – грех?
С уважением к вам, Г.Т., ФРГ


На протяжении многих веков вопрос о кремации тела вызывал разные мнения. И сегодня одни считают, что это лучший способ погребения (в первую очередь, в санитарно-гигиеническом отношении и с экономической точки зрения), другие считают кремацию большим грехом. Как часто бывает, истина находится где-то посредине.

После грехопадения первых людей в мир вошла смерть, и тогда появилась проблема: что делать с мертвым телом? Бог сказал Адаму: «...Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). На основании этих слов некоторые христиане считают, что умерших нужно хоронить только в землю.

Кремация покойников существует с древних времен и у многих народов считается даже почетным способом погребения. Сжигание трупов применялось у древних ассирийцев, вавилонян, греков и римлян. При раскопках курганов в скандинавских странах на одном уровне раскопок встречаются два способа захоронения: тела и кремированных останков. В Древнем Риме появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах, в особых местах, которые называют колумбариями. Но примерно с V века нашей эры кремацию в Европе заменили погребением в землю.

Вначале христианская религия считала кремацию языческим способом погребения. Один из апологетов христианства, писатель Минуций Феликс, живший во II веке, отметил: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В 785 г. император Карл Великий издал указ, под страхом смерти запрещающий сжигание трупов, после чего в Европе кремация прекратилась почти на тысячу лет.

Однако кладбища, часто располагавшиеся в местах, где проживали люди, становились причиной распространения заразных болезней. Поэтому, начиная с XVI века, в Европе начали сжигать тела умерших на кострах. Позже были придуманы специальные печи. Первую такую печь сконструировал немецкий инженер Фридрих Сименс в 1872 г., а через четыре года в Милане был построен первый крематорий. В СССР кремация была санкционирована государством в 1918 г.

Сегодня многие христианские церкви считают лучшим способом погребение тела в землю, однако кремацию категорически не запрещают. Так, Русская православная церковь неодобрительно относится кремации, но священникам разрешены все службы по отпеванию умерших перед кремацией. С 1963 г. кремацию разрешила Римско-католическая церковь. «С точки зрения нашей церкви, предпочтительнее хоронить в землю – это традиция, – считает настоятель католического собора в Челябинске Вильгельм Палеш. – Но времена меняются, и Римско-католическая церковь допускает кремацию». Подобное отношение к кремации характерно и для многих протестантских церквей. Иудаизм категорически запрещает кремацию, считая этот обычай оскорбительным. Сжигать тело умершего недопустимо также в исламе.

А что по этому вопросу говорит Библия? Конкретно, как хоронить мертвое тело, не сказано. Мы можем сделать некоторые выводы только по описанию древних захоронений в израильском народе и на основании того, что говорит Священное Писание о нашем теле. В Библии описываются случаи, когда мертвых хоронили в земле или в пещерах. В словах «прах ты, и в прах возвратишься», которые были сказаны первым людям, говорится не о способе погребения, а о том, что после смерти тело превращается в прах.

Разное отношение к кремации зачастую объясняется разным пониманием смерти и предназначения человеческого тела. Вследствие этого возникает боязнь причинить боль или проявить неуважение к телу человека. Но Библия говорит о том, что после смерти, когда дух вышел из человека, тело уже ничего не значит: «…Тело без духа мертво...» (Иак. 2:26).

Обратите внимание на 15-ю главу Первого послания апостола Павла коринфянам. Здесь идет речь о воскресении мертвых и апостол Павел говорит о том, что должно произойти с нашим телом. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Но то скажу вам братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление» (1 Кор. 15:35-36, 40, 50).

Каким образом тело превратится в прах, в принципе, не имеет большого значения. При любом способе погребения человек после смерти превращается в прах: при погребении в землю этот процесс происходит медленно, при кремации – быстро. Но конечный результат одинаков.

Говоря о кремации, нужно вспомнить христианских мучеников, которые были сожжены на кострах инквизиции. Тела этих людей будут восстановлены Господом для жизни в Царствии Божьем. Священное Писание конкретно говорит, что даже тела тех людей, которые были утоплены в море и съедены рыбами, будут восстановлены: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем...» (Откр. 20:13). Господь может воскресить любое тело и из любого состояния восстановить его к жизни.

Ярые противники кремации часто приводят в пример высказывание апостола Павла, где говорится о бережном отношении к нашему телу: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 3:16-17; 6:19). Но важно отметить, что эти слова относятся к живому человеку, к тому времени, когда в теле еще сохраняется жизнь и присутствие Духа Божия. Действительно, при жизни человек должен беспокоиться о своем теле, чтобы сохранять его здоровым и неповрежденным, не делать того, что разрушает физическое и духовное здоровье. Поэтому нельзя употреблять алкоголь, табак, наркотические средства, вредную пищу и пр. Сохраняйте свое тело в чистоте, потому что в живом теле присутствует дух.
При смерти дух покидает тело, и оно становится мертвым. Слова Христа и Стефана при их смерти говорят нам об этом. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Луки 23:46). «Господи Иисусе! Прими дух мой», – сказал Стефан перед смертью (Деян. 7:59). Как утверждают медики, по прошествии всего нескольких часов после того, как дух покидает тело, т.е. оно становится мертвым, начинается процесс разложения, превращения мертвого тела в прах.

Обратите внимание, что Библия повествует нам о состоянии мертвого тела: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). Сознательное мышление умершего прекращается: «Выходит дух его... в тот день исчезают все помышления его» (Псал. 145:4). Мертвое тело не может прославлять Бога: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу...» (Псал. 113:25).

Не является ли кремация языческим обычаем? Действительно, мы не находим в Писании такого способа погребения. Но не всё, что мы делаем сегодня, встречается в Священном Писании. Можно привести много примеров того, что делают христиане, а также и языческие народы. Если считать кремацию тела служением мертвым телом Господу или частью нашей веры, тогда, действительно, это язычество. Например, некоторые считают, что сжигание трупа подразумевает специфическую веру в мир неба, куда душа усопшего перемещается с помощью огня, вместо того, чтобы спускаться в подземный мир или пребывать в могиле при захоронении в землю. Есть и другие верования, по которым люди кремируют человека или предают его тело земле.

Но если считать это лишь обрядом и способом захоронения мертвого тела, – тогда это не имеет отношения к язычеству. Наоборот, погребение в землю сегодня часто служит поклонению мертвому телу, а значит, возвращению к язычеству. К сожалению, многие христиане приходят на могилы усопших и совершают там обряды, взятые из язычества. В христианстве практикуется также поклонение «нетленным мощам», что противоречит Библии. Могилы некоторых известных людей, звёзд шоу-бизнеса превращаются в настоящие места поклонения – это тоже язычество.

В Священном Писании часто повторяется повеление избегать контактов с мертвым телом. «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней...» (Числ. 19:11). Иисус Христос сравнил лицемерных людей к гробам, полными всяких нечистот: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты...» (Матф. 23:27).

Чтобы подтвердить свое мнение о том, что нельзя сжигать мертвых, часто приводят выражение из книги пророка Амоса: «Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь» (2:1). Вот как это выражение разъясняется в толковании ветхозаветных книг („The Bible Knowledge Commentary“) под редакцией Платона Харчлаа: «Обвинение, выдвинутое против моавитян, состояло в факте надругательства, некогда совершенного ими над мертвым телом одного из царей Едома. Имелось, очевидно, в виду, что они извлекли его труп из могилы и жгли на огне до тех пор, пока кости не побелели, как известь... Нарушить покой усопшего, ограбить или обесчестить его могилу считалось одним из гнуснейших преступлений. По сей день на уцелевших с древних времен захоронениях находят надписи, грозящие потенциальным преступникам проклятием».

Некоторые считают, что захоронения, описанные в Священном Писании, являются примером для христиан. Но если сравнить традиции погребения в прошлом с сегодняшними похоронными традициями, то мы заметим большую разницу. Например, захоронения в пещерах отличаются от захоронения в гробницах. Для захоронений в пещерах в скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела умерших. Когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук (оссуарий, от лат. os/оssis – кость). Можно привести много других примеров. В разных местах существуют разные похоронные традиции, и со временем, на протяжении веков, они очень часто менялись.

Еще раз хочу подчеркнуть, что Господь может воскресить мертвого, независимо от способа его погребения. Кремация не может повредить вечной участи христианина. Но принцип христианства – уважать людей, которые нас окружают. Важно размышлять о том, как будут восприняты наши действия окружающими людьми. Поэтому, если жители той или иной местности придерживаются некоторых традиций, которые не противоречат повелениям Господним, то можно и христианам придерживаться этих традиций. Вот как об этом принципе сказал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого... Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:23-24, 31-33).

В заключение хочу привести слова Андрея Кураева, диакона Русской православной церкви, относительно кремации, с которыми вполне можно согласиться: «Господь волен воскресить любое тело и из любой стихии. Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель...»

Пастор Мирон ВОВК
© «Международная Христианская газета»
© Фото: http://andy-777.livejournal.com
***
Книгу «Ответы пастора» (Мирон Вовк, 448 страниц, твердая обложка, иллюстрации) можно приобрести непосредственно в издательстве.


Comments

( 78 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
andy_777
31 авг, 2010 11:42 (UTC)
Так хоронили патриархов, царей...
Да и нам так привычнее. Это верно.
nik_lara
31 авг, 2010 10:37 (UTC)
А как толкуют Отцы Церкви "из праха и в прах" и как кремация "вписывается" в библейскую историю?
Спасибо.
(Анонимно)
31 авг, 2010 11:47 (UTC)
из праха в прах
Из праха в прах означает - плотским ты был (до того, как Бог вдунул в Адама дыхание жизни) - плотским и остался (после грехопадения). Адам был тленным, из земли, из праха и снова таким стал. Все это духовные понятия. Бог всегда говорит притчами, образами и прежде всего о духовном. А человеку, к сожалению, важнее исследовать вопросы тления. Люба Килимник.
(без темы) - andy_777 - 31 авг, 2010 11:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 31 авг, 2010 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 31 авг, 2010 12:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 31 авг, 2010 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 31 авг, 2010 13:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 31 авг, 2010 13:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 31 авг, 2010 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 31 авг, 2010 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfibr - 31 авг, 2010 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 31 авг, 2010 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfibr - 1 сент, 2010 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nik_lara - 1 сент, 2010 17:57 (UTC) - Развернуть
ellencrist
31 авг, 2010 11:24 (UTC)
Может, кому-то это покажется странным, но мне почему-то всегда хотелось, чтобы после моей смерти мой прах развеяли по ветру. Почему-то мысль о том, что мое тело после смерти будет намертво приковано к земле, всегда пугала меня. Всегда хотелось лететь - вверх, в небо! Родители раньше меня ругали за такие мысли, а муж сказал прямо: "Не морочь голову. Похороним по-людски, чтоб и гроб, и могилка - всё, как у всех".

А меня вот эти гробики с могилками, на которых потом еще и поминки ежегодные устраивают с водкой, конфетами и салатами оливье, больше всего и пугают...

Ну прям хоть не умирай, чесс-слово! :)
andy_777
31 авг, 2010 11:41 (UTC)
Ну прям хоть не умирай, чесс-слово! :)
Так и живите вечно, Елена! :)
orhidea777
31 авг, 2010 12:06 (UTC)
Может в Европе это более актуально, потому и тема поднимается. На Руси земли хватает ещё.
Вообще со всем согласен, что сказано, кроме отступления про мощи святых. Нет никакого поклонения, но это совсем другая тема.
lavan_yam
31 авг, 2010 12:14 (UTC)
Спасибо за пост, очень интересная тема.
Я бы хотела, чтобы мое тело кремировали.
Какая разница, как уничтожаться телу: за 100 лет или за несколько минут.
orhidea777
31 авг, 2010 13:34 (UTC)
А если в вечной мерзлоте ?
(без темы) - shtunda - 31 авг, 2010 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - orhidea777 - 31 авг, 2010 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 31 авг, 2010 20:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lavan_yam - 1 сент, 2010 20:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hopeinjesus - 1 сент, 2010 08:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 4 сент, 2010 12:08 (UTC) - Развернуть
ellencrist
31 авг, 2010 14:25 (UTC)
По-моему, это чрезмерное внимание людей к участи мертвого тела происходит от гордыни. Для Бога и для вечной участи человека совершенно неважно, как, где и каким образом мертвая телесная оболочка превращается в прах. Богу не составит труда восстановить наше прежнее тело или сотворить новое - а человеку ВООБЩЕ невозможно что-то сделать со своим телом, ни при жизни, ни уж тем более, после смерти ("Не можете ни одного волоса сделать белым или чёрным", "можете ли вы, заботясь, добавить себе роста хотя бы на локоть?" - напоминал Христос).

Похороны - это, скорее, способ напомнить живым о бренности всего сущего, потому у всех народов они происходят по строго установленному ритуалу, как своеобразное действо с определенными функциями. А мертвому - уже все равно...

Потому - "все должно быть у вас благопристойно и чинно", в соответствии с местными культурными традициями, но это исключительно ради уважения к живым.
tihonova_sveta
31 авг, 2010 14:36 (UTC)
Извините, но ваша фото растянула мне всю френдленту. Зачем такая большая?
andy_777
31 авг, 2010 14:43 (UTC)
Упс... Не знаю, как так получилось. Исправил. Извините.
rusbaptist
31 авг, 2010 16:41 (UTC)
Жалко Абарюса.
Иногда люблю послушать его альбом "За всё заплачено".
А кремировать конечно не по христиански как-то.
andy_777
31 авг, 2010 17:00 (UTC)
Ага, значит, русские баптисты Абариуса слушают;)
(без темы) - rusbaptist - 31 авг, 2010 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 31 авг, 2010 18:40 (UTC) - Развернуть
toter_krieger
31 авг, 2010 17:54 (UTC)
Я давно решила, что завещаю кремировать себя.
(Анонимно)
1 сент, 2010 06:04 (UTC)
Вы ещё нетак стары!!!!!!!Waldi. Мир Вам!
bobi4ka
1 сент, 2010 10:45 (UTC)
"Говоря о кремации, нужно вспомнить христианских мучеников, которые были сожжены на кострах инквизиции".

С каких это пор еретики объявляются христианскими мучениками??? Дальше не читала.

Мерзки эти двойные стандарты. Ни один протестант никогда не вспомнит ни о кощунственно выброшенных из храма мощах святых (о том, как кроткие протестанты громили церкви, они сами, похоже, в своей кротости забыли), ни о католиках, замученных по приказу протестантских властей.

andy_777
1 сент, 2010 10:50 (UTC)
:) Спорить не будем: Господь разберется, кто был еретиком, а кто палачом.
(без темы) - bobi4ka - 1 сент, 2010 10:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 1 сент, 2010 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bobi4ka - 1 сент, 2010 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 1 сент, 2010 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bobi4ka - 1 сент, 2010 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 1 сент, 2010 18:25 (UTC) - Развернуть
moomimamma
1 сент, 2010 16:47 (UTC)
В крематории у нас отпевает усопших православный священник. Значит православная церковь одобряет кремацию. Стоит это дорого. Платят согласно расценкам.
ex_sglavred
20 сент, 2010 17:24 (UTC)
смотри на НХМ :)
( 78 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner