?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Желание человека выделиться на фоне себе подобных неистребимо. Иногда это выглядит комично. Одни украшают головы пышными разноцветными перьями, другие стригутся наголо, третьи лишают себя передних зубов или разрезают язык... Главное – привлечь внимание. Конечно, индивидуальность сама по себе грехом не является, – если бы только человек не заходил так далеко в стремлении подчеркнуть ее!



Попытки проявить себя особым образом встречаются и в христианстве, приобретая в некоторых случаях не менее комичный оттенок. В отличие же от мира, на нас в подобных поисках лежит двойная ответственность, хотя бы потому, что наши неудачные эксперименты могут в глазах неверующих людей исказить истину. Ведь в проповеди Евангелия, мы говорим о самом ценном, – о Боге, о Его церкви, делах, Слове!

Желание проявить себя особым образом в отношениях с Господом почти всегда сопровождает претензия на персональное откровение от Него, на обладание определенной тайной, открытой кому-то одному или как вариант – группе единомышленников. Практически все, существующие в мире конфессии, являются плодом таких откровений. Рискуя в очередной раз прослыть буквоедом, решусь-таки обратить ваше внимание на слова. А именно: на ставшие модными в христианском лексиконе прилагательные.

Например, с некоторых пор в нашей среде появился новый термин: «Суверенный Бог». Сложно сказать, какой смысл вкладывают братья-проповедники в столь своеобразное и, кстати говоря, совершенно небиблейское словосочетание, – но в том, что оно по меньшей мере, для русских людей не совсем приемлемо, вряд ли стоит сомневаться.

Прилагательное «суверенный» этимологически происходит от французского слова «суверен» (господин), означающего «верховный» (от лат. «superanus» – верховный, или высоко вздымающийся). В семантическом смысле прилагательное «суверенный» означает осуществляющий верховную власть, или же независимый, самостоятельный. По поводу существительного «суверенитет» английский толковый словарь говорит следующее: «sovereignty», суверенитет – независимость государства в международных отношениях.

Если Бог и есть Верховный Владыка Вселенной; если Он – Единственный, кто по-настоящему самостоятелен в Своем выборе и решениях – для чего этот эпитет? По большому счету, Господь вообще не нуждается ни в каких прилагательных. Само слово «Бог» означает Абсолют – вершину, дающую неотъемлемое право обладать и могуществом, и славой, и суверенитетом, разумеется. Помните знаменитую фразу из известного фильма: «Царь. Просто царь»? И никаких дополнений. Господь есть Бог, и этим все сказано!

Иногда мы пытаемся сделать Господу услугу, прилепляя Ему очередную «прилагательную подпорку». При этом мало кто задумывается над тем, что Он в ней совершенно не нуждается. Особенно в тех случаях, когда этим мы на самом деле спешим подпереть лишь собственное «особое откровение». Разве не достаточно в Библии прилагательных, подходящих для описания нашего Творца: Живой, Всемогущий, Вездесущий, Святой?..

Суверенитет как таковой в головах многих еще недавно советских людей неизменно связан с революцией и борьбой за свободу. Кто из нас не слышал в свое время о том, как «угнетенные массы» победили эксплуататоров и обрели суверенитет? Или о том, как некая страна третьего мира освободилась от колонизаторов и стала суверенным государством? Другими словами, почти всегда контекст, в который помещалось это слово, подразумевал, что речь идет об угнетенных существах либо сообществах, которым ценой нелегкой борьбы удалось отвоевать для себя немного больше свободы.

Дополнительный оттенок этому термину придает оживление в памяти событий 20-летней давности, которые в эти дни вспоминает весь мир. После августовского путча в 1991 году республики разваливающегося СССР устроили так называемый парад суверенитетов – освободились, как они тогда считали, от ига коммунистической России и стали суверенными. Для современной Грузии это до сих вопрос болезненный. В начале августа мир вновь облетели видеокадры, на которых правитель страны нервно жует собственный галстук и при этом заявляет: «Мы – суверенное государство!» Как вы думаете, какие с учетом всего этого ассоциации возникают в голове современного человека, когда он слышит словосочетание «Суверенный Бог»?

Противоречивые чувства вызывает еще одно модное ныне словообразование: «Библейская церковь». Подобный конфуз случается, когда в компании людей какой-нибудь счастливый муж громко заявляет: «Я женат на самой замечательной (красивой, прекрасной) женщине в мире». Что при этом должны думать все остальные мужья «в мире»?

Прекрасно понимаю братьев, называющих свои общины библейскими. Они стремятся привлечь нуждающихся в спасении грешников оригинальностью названия. Но первое, что приходит в голову человеку, читающему такое название, это вопрос: «А что, все остальные церкви – небиблейские?» Ведь понятно же, что все христианские церкви созидаются на основе Библии. Тогда зачем такое название? Не пишут же мусульмане на своих культовых зданиях «корановая мечеть»...

И последнее (для тех, кто не устал еще от копания в словах). Долгое время меня мучили сомнения относительно термина «экспозиционная проповедь». Я чувствовал себя этаким недоразвитым христианином, потому активно искал ответ на вопрос: «Что же это за экзотика такая?» И вот, наконец, на безбрежных просторах Интернета обнаружил подробное толкование сего определения. На 42 страницах, сопровождаемое тремя десятками ссылок на труды известных богословов предлагалось описание экспозиционной проповеди.

Суть изложенного, впрочем, легко можно было бы вместить в одно предложение, которое я с удовольствием и процитирую. Оказывается, «экспозиционная проповедь – это логически упорядоченная, последовательная презентация библейской истины, объясняющая значение текста Писания и его практическое применение». «Господи! – подумал я, – велика милость Твоя! Теперь я знаю, что такое экспозиционная проповедь». Но уже в следующую секунду озадачила мысль: «Интересно, а что же в таком случае означает не-экспозиционная, т.е. самая обычная проповедь?!» Ведь абсолютно то же самое и означает! Другими словами, я всю жизнь слушал и говорил экспозиционные проповеди, но просто не задумывался об этом.

Не хочу никого осуждать, и уж тем более поучать, но и промолчать считаю неверным. «Accuracy, Brevity and Clarity» – так сформулировала свое кредо в работе с новостями американская телекомпания АВС. Эти три слова – точность, краткость, ясность – основа основ как журналистики, так и проповеди. Цели, которые преследуют и СМИ, и проповедники в чем-то схожи: их задача – донести до людей определенную информацию, или весть.

Сведения, которые получает от нас слушатель, должны быть точными и понятными настолько, насколько это возможно. В большинстве случаев, слушатель способен воспринимать то, что говорит проповедник, лишь считанные минуты, а иногда и секунды. Очень важно за это короткое время успеть заинтересовать его, коснуться его сердца, и потом уже донести до него суть Благой вести. Для этого необходимо излагать мысли ясно и использовать понятный человеку язык.

В мире есть поговорка: «Будь проще, и к тебе потянутся люди». К простоте изложения нас призывает и Спаситель (Мф. 10:16). Его проповедь – пример ясности и доступности. Для чего же нам, Его ученикам, озадачивать слушателей замысловатыми терминами? Лишние, не до конца понятные прилагательные могут завести и нас, и их в экспозиционно-суверенные дебри. Ведь кроме экспозиции проповедь предполагает еще и ответственность. Стоит ли приносить чистое Евангелие в жертву собственной оригинальности?

Искренне ваш,
Андреас ПАТЦ

Comments

( 156 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
amfibr
20 авг, 2011 07:22 (UTC)
Слово "суверинитет" у меня не вызывает сомнений. Ведь Бог и независим и "отделён". Конечно, это слово предполагает существование множества "суверенных" (отдельных и независимых). Меня всегда озадачивали "личные отношения" с Богом. Что это такое?
ellencrist
20 авг, 2011 07:36 (UTC)
А то и есть: ЛИЧНЫЕ отношения. То есть, только я и Бог, больше никого ни между нами, ни впереди нас, ни позади... Наедине. Как Адам в первые дни после сотворения. Не за кого спрятаться, некого обвинить ("жена дала мне..."). Предельно искренне и откровенно. Порой больно, чаще - благотворно, но всегда благословенно.
(без темы) - amfibr - 20 авг, 2011 07:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ellencrist - 20 авг, 2011 07:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfibr - 20 авг, 2011 08:42 (UTC) - Развернуть
esdra
20 авг, 2011 07:23 (UTC)
Ну держись Андреас... Если что дам политическое убежище
andy_777
20 авг, 2011 11:48 (UTC)
Думаешь, настолько все страшно?!
andronishche
20 авг, 2011 07:31 (UTC)
Правильные мысли, Андреас, и очень кстати
ellencrist
20 авг, 2011 07:33 (UTC)
Начинаем разговор... )))
Чует сердце: сейчас начнется война за "любимые словечки". Так хорошо было: сказал мудрёное словцо - и ты уже самый умный! А теперь - как? Чтобы говорить просто и понятно - надо ж самому сперва понять то, о чем хочешь сказать! )))
(Анонимно)
20 авг, 2011 07:44 (UTC)
Re: Начинаем разговор... )))
Один старичок на проповеди сказал: "Бог Адама с Евой ЭВАКУИРОВАЛ из рая".
levushkan
20 авг, 2011 07:38 (UTC)
Как всегда - превосходно!
andy_777
20 авг, 2011 11:48 (UTC)
Спасибо, маэстро!
firecutter
20 авг, 2011 08:59 (UTC)
Вот так А.Патц обнаружил, что уж сорок пять лет разговаривает прозою))
Кстати, насчёт "чистого евангелия"...)))
(без темы) - firecutter - 20 авг, 2011 12:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 20 авг, 2011 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - firecutter - 20 авг, 2011 12:38 (UTC) - Развернуть
Илларион Огородников
20 авг, 2011 09:27 (UTC)
Спасибо Андреас за интересные мысли! Полностью с вами согласен!
kbogu
20 авг, 2011 09:32 (UTC)
К сожалению, многие термины при переводе теряют первоначальный смысл. Так на русском иногда вполне подходящее английское слово воспринимается иначе. Так, например, вполне привычный для англояычных христиан термин "медитация" на русском воспринимается иначе.
andronishche
20 авг, 2011 09:43 (UTC)
Михаил, думаю, вопрос здесь не в терминах, а в самой тенденции
(без темы) - toshaleb - 20 авг, 2011 18:16 (UTC) - Развернуть
Serg Shnitko
20 авг, 2011 10:14 (UTC)
Сейчас слова "Бог", "церковь", "проповедь" несут мало конкретики. Например фраза: "В этой церкви проповедуют о Боге" - вообще ничего не значит. Что за церковь? какого проповедуют Бога? и как это делают? - из этой фразы точно не поймешь. А вот если нужна точность, ясность и краткость, то следующая фраза будет лучше всего: "Это Библейская церковь, там проповедуют суверенного Бога через экспозиционную проповедь." И всем сразу будет ясно, что это за церковь.
firecutter
20 авг, 2011 10:31 (UTC)
Прошу прощения, но именно в этом случае ясность как раз и утратится. А уж короче и точнее, чем "церковь, где проповедуют Бога" вряд ли можно сказать.
(без темы) - ruf_m - 20 авг, 2011 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 20 авг, 2011 11:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ruf_m - 20 авг, 2011 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 20 авг, 2011 11:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 20 авг, 2011 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 20 авг, 2011 12:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 11:54 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 20 авг, 2011 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 20 авг, 2011 12:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 20 авг, 2011 12:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 20 авг, 2011 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - firecutter - 20 авг, 2011 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 20 авг, 2011 18:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 22 авг, 2011 06:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 22 авг, 2011 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - firecutter - 20 авг, 2011 12:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 12:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serg Shnitko - 20 авг, 2011 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - firecutter - 20 авг, 2011 12:40 (UTC) - Развернуть
Илларион Огородников
20 авг, 2011 10:33 (UTC)
Те кто знает, кто такие фундаменталисты сразу поймут о ком идёт речь...
fobor
20 авг, 2011 13:28 (UTC)
Суверенитет, применительно к Богу означает, что на Него невозможно оказывать влияние, Его невозможно ни к чему обязать, Он всегда делает только то, что Сам считает нужным. Например, невозможно обязать Бога к чему бы то ни было исполнением какого-то ритуала или даже "молитвой с верой".

Другой вопрос, что нет никакого смысла использовать в проповеди терминологию, непонятную, или, что еще хуже, неправильно понимаемую большинством слушаьелей (правильно понимает, что такое суверенитет, узкий круг юристов и политологов с примкнувшими к ним эрудитами, для остальных это элемент "птичьего языка" типа "консенсуса" с "легитимностью"). В принципе, проповедовать можно и в терминологии системных администраторов, а люди судимые говорят, что первое время, говоря о Боге, им хотелось "разложить все учение по понятиям", т.к. с их тогдашней точки зрения, в соответствующей лексике все получалось намного яснее.

Так что, если в семинарии человека научили слову "легитимность" (простьите, "суверенитет"), чтобы он понимал книжки, в которых оно написано, это не значит, что его надо немедленно вывалить на головы церковного народа, чтобы этот народ резко осознал, какой умный брат взялся его учить. Ибо может выйти конфузия.
ellencrist
20 авг, 2011 13:37 (UTC)
:))
Как всегда - точно, кратко, ясно и с юмором )))
Спасибо!
zena_muza
20 авг, 2011 13:33 (UTC)
Насчет экспозиционной проповеди - её так обозвали в отличие от тематической. Экспозиционная - берется книга Библии и по стихам объясняется. Раньше в ЕХБ в основном были тематические проповеди, т.е. бралась тема и брались ссылки об этом в Библии. Лично мне, как слушателю тематические проповеди ближе и понятнее, но проповедникам оказывается проще проповедовать "стих за стихом" ((((
(Удалённый комментарий)
(без темы) - zena_muza - 20 авг, 2011 15:06 (UTC) - Развернуть
fobor
20 авг, 2011 13:36 (UTC)
Да, а еще в наставления для проповедников встречается рекомендация использовать научные факты. И ведь используют. И хорошо, если факт приведут из школьной программы. А бывает ведь, что из рубрики "Там, за горизонтом" газеты "Московский комсомолец"...
ellencrist
20 авг, 2011 13:38 (UTC)
Или из ПОЛУЗАБЫТОЙ за давностью лет школьной программы )))
Такие "конфузии" бывают! )))
(Анонимно)
20 авг, 2011 13:55 (UTC)
Караван ушел...
andy_777
20 авг, 2011 14:48 (UTC)
В каком направлении?
toshaleb
20 авг, 2011 18:14 (UTC)
Суверенный Бог, библейская церковь и экспозиционная проповедь - это вполне нормальные словосочетания, если их правильно и сбалансированно понять и осмыслить.

Например, суверенность (i.e. независимость Бога от принимаемых человеком решений, Всевластие Творца) не надо понимать как то, что Бог может стать выше Его собственного Слова, ибо Себя Он отречься не может.

Библейская церковь - может быть и удачное название, но т.к. все церкви считают себя так или иначе "библейскими" или "христианскими" лучше все-таки уточнить о какой конкретно конфессии идет речь.

Ну а про экспозиционную проповедь - согласен с одним из комментирующих, что проще надо быть в терминологии. МакАртура когда спросили о значении этого слова, он так и сказал "Забудьте о термине. Проповедуйте Библию". Этого и будем держаться.
andronishche
20 авг, 2011 18:38 (UTC)
Антон, без МакАртура, нынче, никуда?
(без темы) - toshaleb - 20 авг, 2011 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 20 авг, 2011 22:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 21 авг, 2011 03:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 21 авг, 2011 07:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 21 авг, 2011 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 22 авг, 2011 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 22 авг, 2011 10:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 22 авг, 2011 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - toshaleb - 22 авг, 2011 15:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andronishche - 22 авг, 2011 16:40 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 156 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner