?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Мир вам, уважаемая редакция!
Хочу узнать ответ на вопрос: как понимать слова апостола Павла: «...Нет власти не от Бога...» (Римл. 13:1). Получается, что всякая власть (например, руководство страной) – от Бога?
С уважением, Александра

Arbeit

Действительно, на первый взгляд этот отрывок из Священного Писания может показаться странным. И когда читаешь его, кажется, что в этих словах дается совет проявлять абсолютную покорность любой гражданской власти. Но это неправильный вывод. Когда мы желаем найти ответ на какой-то конкретный вопрос, рассматривать его нужно всесторонне, обращая внимание на каждое слово и на то, что по этому поводу сказано в других текстах Священного Писания.

Прежде всего, в указанных стихах апостол Павел вовсе не говорит о том, что Бог всегда одобряет поведение гражданских властей. Не говорит он и о том, что долг христианина – во всех случаях повиноваться им. Требования властей могут порой противоречить закону и повелениям Господним. При таких обстоятельствах христианин должен следовать принципу, которым пользовались апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (см. Деян. 4:19; 5:29).

Выражением «нет власти не от Бога» Павел показывает, что земные власти установлены Богом, точнее, допущены Богом соответственно Его намерениям, во благо человека. Все, что происходит в этом мире, происходит под наблюдением Бога. Срок действия властных полномочий находится в Его руках. Поэтому истинный христианин всегда будет поддерживать государственную власть, когда это не противоречит законам Бога. Он не осмелится противиться ей, не будет настраивать себя против нее, не говоря уж о том, чтобы свергнуть власть.

Существование гражданской власти приносит пользу ее гражданам. Во-первых, человек, живущий в государстве, обязан ему своей защитой. Государство – это организация группы людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов, без их соблюдения, главенствовали бы сильные, эгоистичные и безнравственные люди. В жизни общества действовал бы закон джунглей, старые и слабые были бы просто уничтожены. Поэтому, повторю ещё раз, каждый человек обязан своей безопасностью государству.

Во-вторых, никто не может отмежеваться от общества, в котором живет, а также изолировать себя от народа. Как члены общества мы пользуемся определенными преимуществами, которых не имели бы, если бы жили в одиночку. Это эгоистично – пользоваться различными привилегиями, существующими в государстве, и при этом отказываться от выполнения обязательств, связанных с социальной жизнью. Каждый человек имеет обязательства по отношению к государству и должен выполнять их даже тогда, когда на троне сидит Нерон.

В этом отрывке Священного Писания апостол Павел рассматривает государство как орудие в руках Бога, для спасения мира от хаоса. Те, кто управляет государством, призваны сохранять порядок и думать о благоденствии граждан. Независимо от того, признают они Бога или нет, они выполняют предназначение Божие. Если смотреть на отношения людей в идеале, то их должна связывать друг с другом любовь. Но пока такого идеала нет, людей объединяет государство.

В дни апостола Павла такое наставление было особенно необходимо, так как в различных частях Римской империи наблюдались волнения среди иудеев, нередко переходившие в открытый мятеж. Палестина, особенно Галилея, постоянно бунтовали. Зелоты, представители радикального направления среди иудеев, были убеждены в том, что у иудеев нет иного царя, кроме Бога, а потому никому, кроме Бога, не следует давать подать. Они верили, что Бог не поможет им, пока они сами, с оружием в руках, не помогут себе. Их целью было уничтожение любого гражданского правительства. Это были люди, применявшие террористические методы борьбы. Зелоты не только выступали против римской власти, но и разрушали дома, сжигали урожаи своих же сограждан-иудеев, плативших подать римскому правительству.

Это было прямым нарушением норм христианского поведения, и Павел считал такие действия неразумными. Поэтому апостол обращает внимание на отношение к гражданской власти и определенно говорит об этих отношениях. Он подтверждает принцип, что христианская церковь и государственная власть имеют различное предназначение. Об этом учил и Иисус Христос: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан. 18:36).

Проявление христианами духа неповиновения не только не соответствовало христианским принципам, но также навлекало бы на церковь преждевременные гонения со стороны властей. Это бы лишило их защиты Римского государства, которая нередко была для ранней христианской церкви благословением, о чем, кстати, Павел свидетельствовал на основании собственного опыта (см. Деян. 22:24-30). Более того, это положило бы пятно на христианскую церковь и ее проповедь о мире и любви. Поэтому Павел и в других своих посланиях говорит о том, как нужно относиться к гражданской власти. Например, призывает верующих молиться за начальствующих: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу...» (1 Тим. 2:1-3). В послании к Титу апостол также призывает повиноваться властям: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовым на всякое доброе дело, никого не злословить...» (3:1).

Подобным образом и апостол Петр повелевает всем христианам: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:13-18).

Часто задают вопрос: а тоталитарные режимы, во время которых были уничтожены миллионы людей, тоже от Бога? Выражение «нет власти не от Бога» совсем не говорит о том, что Бог постановляет каждое правительство и всегда одобряет любое его действие. Бог допускает – по некоторым причинам, может быть, нам не всегда понятным, – существование и тоталитарных правительств.

Хорошая иллюстрация – избрание первого израильского царя Саула (1 Цар. 8:4-22). Израильтяне захотели иметь царя, как у прочих народов. Самуил, пророк Божий, очень огорчился, когда узнал об этом желании. Он убеждал людей, что Царем Израиля является сам Господь и другого царя избирать не имеет смысла. Но народ настаивал на своем. Тогда Самуил в молитве просил Господа о мудрости в решении этого вопроса и получил ответ: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, они отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними...» (ст. 7). Господь допустил, чтобы царем был избран Саул, но это вовсе не означает, что таково было желание Бога. И годы царствования Саула принесли израильтянам много проблем.

Итак, Бог разрешает народу поступать по своему выбору, если он отказывается руководствоваться наставлениями Божьими. Отношение Бога к избранию многих царей можно описать словами пророка Осии: «И Я дал тебе царя во гневе Моем...» (Ос. 13:11). Когда люди упорно желают идти своим путем, не ища одобрения Божьего, или когда они сопротивляются Его ясно выраженной воле, Господь часто удовлетворяет их желание, дабы через последующий горький опыт народ мог осознать собственный неправильный выбор и в будущем раскаяться в своих ошибках. Допуская различные правительства, Господь желает, чтобы человек извлек урок, что его гордость и мудрость – опасные путеводители. История многих народов свидетельствует: то, чего люди желают вопреки воле Божьей, впоследствии оказывается для народа проклятием, а не благословением.

В заключение можно отметить, что государство – орудие в руках Бога, которое служит для предотвращения хаоса в мире. А христиане должны отдавать «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Римл. 13:7-8).

Пастор Мирон ВОВК
© «Международная христианская газета».
Книгу «Ответы пастора» – сборник ответов Мирона Вовка на вопросы читателей (448 страниц, твердая обложка, иллюстрации) – можно приобрести ЗДЕСЬ (Европа и США) и ЗДЕСЬ (Россия).

Ваши вопросы, связанные с пониманием Библии, христианской практики, жизни церкви присылайте, пожалуйста, на адрес: titel@mail.ru или напишите их в комментариях к этому посту. Ответы пастора Мирона Вовка на ваши вопросы будут опубликованы в МХГ.

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
uriy_sim
18 окт, 2012 16:06 (UTC)
Хорошая статья. Богом установлен сам институт власти, и это благо. В допотопном мире не было института власти и мир просуществовал не более 2000 лет. Власть лучше чем безвластие, каждый будет делать то, что ему кажется справедливым. Потому что нет царя. А подати платим за защиту... К сожалению, в наших странах СНГ с этим сейчас сильный напряг, я имею в виду защиту граждан.
sveta_nsv
19 окт, 2012 08:19 (UTC)
С податями тоже проблема, от их тяжести.
andy_777
19 окт, 2012 08:36 (UTC)
Ох, в Украине и России еще ничего. Вот Германия давит податями, это да...
sveta_nsv
19 окт, 2012 08:38 (UTC)
Могу сказать только про Украину.
Я до сих пор должна в налоговую и пенсионный фонд. Потому и закрылась, т.к. не в силу.
uriy_sim
19 окт, 2012 11:43 (UTC)
Да, это проблема в нашей стране. Подать с населения не соответствует защите населения. Всё потому, что подать приоритетно выводится не из заботы о народе, а из наполнения непомерного бюджета.
andy_777
19 окт, 2012 08:35 (UTC)
Задайте каверзный вопрос Мирону Вовку, брат. :)
uriy_sim
19 окт, 2012 11:46 (UTC)
Что значит - каверзный вопрос?
andy_777
19 окт, 2012 12:08 (UTC)
В смысле, сложный.
uriy_sim
19 окт, 2012 12:13 (UTC)
Я придержуюсь мнения, что Евангелие - это просто.
andy_777
19 окт, 2012 12:16 (UTC)
Тогда у вас нет вопросов по Библии. Буду посылать вам вопросы наших читателей. Согласны отвечать?
uriy_sim
19 окт, 2012 12:21 (UTC)
Ответить я могу, хотя и не считаю себя столь авторитетным. А вопросы бывают конечно, но они связаны у меня с практическим служением. Я не очень люблю просто теоритические рассуждения, хотя и принимаю любое мнение во внимание. Может быть сказывается уже возрастное.
toshaleb
19 окт, 2012 16:45 (UTC)
Евангелие - просто, христианство в целом - сложно.
uriy_sim
19 окт, 2012 16:48 (UTC)
Вот это, брат, в самую точку:)
toshaleb
19 окт, 2012 16:56 (UTC)
Евангелие - это весть о спасении через жертву Господа нашего Иисуса Христа. Оно просто, это суть основы веры, ее начатки. А вот глубины веры, вопросы благочестия, практики служения и богословия включают в себя множество тонкостей, присутствуют свои сдержки и противовесы. Именно поэтому мы и обсуждаем, подчас даже ожесточенно спорим. Не все так просто. Вопрос избрания и воли человека тому пример.
andy_777
19 окт, 2012 17:59 (UTC)
Иииименно! Когда к вести о спасении через жертву Господа нашего Иисуса Христа добавляется "весть" о безусловном предопределении, тогда и начинаются сложности.
toshaleb
19 окт, 2012 18:12 (UTC)
Если это проповедуется неверующим - согласен.
andy_777
19 окт, 2012 18:31 (UTC)
А верующим – тем более.
toshaleb
19 окт, 2012 18:36 (UTC)
Верующим проповедуется ровно то, что написано - спасение по благодати через веру. А если написано, что избрал по Своему изволению - и это будем проповедовать. И забывать о нашей ответственности тоже не будем :)
andy_777
19 окт, 2012 18:39 (UTC)
Никакими усилиями и никому не удастся смешать взаимоисключающие определения. Это понятно всем, кроме кальвинистов :)
toshaleb
19 окт, 2012 18:40 (UTC)
Это называется парадокс, антиномия.
Не все можно разложить логически и "смешать" в разуме, попробуйте сделать это с Троицей. Я ж говорю, не все так просто.

Edited at 2012-10-19 18:42 (UTC)
rodef5
22 окт, 2012 01:19 (UTC)
Сегодня на пикнике с друзьями я задал этот вопрос о Троице и попросил разложить логически. И что? Мне ответили очень просто: вода, пар и лед. Больше к этому вопросу я не возвращался.
toshaleb
22 окт, 2012 04:09 (UTC)
Все эти аналогии объясняют Троицу так, что ересь тринитарная получается :)
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner