?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Здравствуйте, Андреас! У меня есть вопрос. Должны ли (можем ли) мы, христиане самообороняться? Физически или с оружием в руках? А также можем ли защищать других людей (свою семью) от опасности физических увечий? И еще, то же самое по поводу защиты Родины. Хотелось бы узнать ваше мнение, если возможно с указанием конкретных мест из Писания.

Beslan.jpg

Начну с заявления: я всегда считал себя пацифистом. И считаю. Но пацифизм мой, скорее, врожденный, чем приобретенный. То есть, я просто не смогу убить человека. И все же считаю, что на вопрос, заданный мне, сложно ответить однозначно: можно/нужно/нельзя. Первое, что мы слышим со стороны пацифистов в ответ на вопрос «Можно ли воевать?» это напоминание Божьей заповеди «Не убивай» (Исход 20:13).

Но в той же самой книге, буквально через не сколько абзацев, мой взгляд выхватывает из текста не менее строгую заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исход 22:18-20). А как же быть с Шестой заповедью? Как согласовать два взаимоисключающих повеления? Я уже не говорю о подвигах Давида, о котором сказано: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния 13:22). Какие хотения в первую очередь исполнял муж по сердцу, всем известно. Подводя итог жизни, Давид признается своему сыну: «У меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови...» (1 Пар. 22:7-8). Учитывая вышеизложенное, мне, как пацифисту, для отстаивания своих убеждений приходится идти на компромисс с логикой.

Можно, впрочем, возразить: это был Ветхий завет, а в Новом ничего подобного нет. Отнюдь. Величайший из пророков, Иоанн Креститель услышал по сути тот же вопрос, над которым мы ломаем голову: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Луки 3:14). Мне хочется подсказать Предтече: скажи им, что воевать нельзя, путь сдадут оружие и идут к своим семьям, проповедуют, крестят, благотворят... Но не слышу поддержки своему порыву. Как бы мне этого ни хотелось.

Апостол Петр скорее всего поддерживает Иоанна Крестителя в этой мысли, говоря: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петра 2:13-15. Выделено мной). Для наказания преступников правители обычно посылают воинов. Или милицию. Во всяком случае людей, имеющих оружие. И, соответственно, могущих им (оружием) воспользоваться. Петр не только не осуждает подобную перспективу, но призывает такому правительству покоряться. Ему в этом вопросе оказывает поддержку и Апостол Павел: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч...» (Рим. 13:4). Первое, начальник – Божий слуга, второе, меч он носит не напрасно. Совершенно очевидно, для чего ему этот меч нужен!

«Христос – наивысший авторитет! Что нам Иоанн Креститель, Апостол Петр или Павел», – скажет кто-то. И будет прав. В том, то есть, что Христос – всё во всем! Не Петра ли отсадил Спаситель, когда тот отсек ухо первосвященническому рабу: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). Здесь обращает на себя внимание два момента. Во-первых, наличие у ученика Христа меча. Я бы на месте Учителя, как истинный пацифист, заставил Петра немедленно избавиться от ненужной игрушки. К этому можно добавить комплимент в адрес мастерства, с которым ученик Христа воспользовался оружием. Отсечь ухо и при этом на расчленить человека пополам сможет не каждый. Нужна тренировка. Как минимум. Во-вторых, слова Спасителя о том, что нападающий «мечом погибнет», свидетельствуют о том, что у защищающегося всё же может быть в руках меч.

Такую расстановку сил Христос приводит и в другом случае: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение...» (Луки 11:21). О каком оружии говорит Иисус? Не о том ли, которым можно поразить нападающего, принеся вред не только его здоровью, но и жизни?! Рассуждая над словами Сына Божьего, Которой для меня всё в всем, я вновь не могу возразить Ему, как пацифист, при этом не пытаясь договориться с логикой. Мне проще и честнее признать, что Он дал право защищать свой дом с оружием в руках, наделил этим же правом верховную власть, использующую воинов «для наказания преступников», и повелел отдавать кесарю кесарево. Таком образом, даже если я не беру в руки оружие, но при этом исправно (по повелению Христа) плачу налоги, то я должен признаться себе в том, что часть моих налогов идет на содержание армии, закупку вооружения и всего прочего, что связано с возможным убийством.

В комментариях к посту о пацифизме (см. ссылку ниже) один человек написал мне: «Принимая ту или иную сторону в войне, человек уже в ней участвует, с оружием ли, без ли. Нет разницы! Поэтому Христос и говорит о том, что гневающийся убивает в сердце – о прощении, и о неосуждении. Формально не взять в руки оружие – это одно, а отказаться желать неприятностей другим – совсем другое. Можно и с оружием в руках быть пацифистом и христианином, а можно и никогда не коснувшись оружия быть насильником и убийцей».

Служа в советской армии, я часто стоял перед дилеммой: защищать себя или нет. В ответ на мои молитвы Господь устроил всё таким образом, что защищать себя силой мне не пришлось. Я твердо стоял на Христовой истине: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39) и все, окружающие меня это знали. Однажды, когда один из сослуживцев выразил желание проверить мою веру на деле: «А давай я тебя ударю и мы посмотрим как ты исполнишь сказанное в Библии», я ему сказал: в Слове Божьем, кроме всего прочего, написано: «Не оставайтесь должными никому ничем...» (Рим. 13:8) и «какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам» (Марка 4:24). Под громкий смех присутствующих экспериментатор ретировался.

Когда речь идет лично о тебе, принимать решение легче. Проще «не противиться злому», пережить обиду, «проглотить» оскорбление... Но когда речь идет о ближнем, а еще, не дай Господь, беззащитном, то вопрос становится гораздо острее. Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). В начале сентября 2004 года именно это место вспоминалось мне чаще всего, когда я слышал о трагедии в Беслане (см. фото выше). Там люди, имеющие оружие в руках, обученные в высшей степени боевому искусству, Воины с большой буквы закрывали своими телами детей, давай возможность расстрелять себя в упор. Могу ли я осудить их за то, что они защищали слабых с оружием в руках? Повернется ли язык обвинить их в чем-то?

Степень зла в сердцах некоторых людей настолько высока, ненависть настолько буйна и неуправляема, что остановить их можно только оружием. В противном случае Господь просто бы запретил его использование. При этом, стремление к миру, сохранению его поставлено Вседержителем на максимально приоритетный уровень: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).

И все же. Если кто-то неотступно будет требовать от меня однозначного ответа на поставленный вопрос, то я скажу ему, что для меня это вопрос веры. Если мы верим Господу настолько, что не пошевелим перстом для защиты нашего дома, близких и детей, доверив всё это Ему, то слава Богу! По вере нашей да будет нам. Но при этом, оставаясь честными, нам нужно признать, что порядок Господь наводит в мире в том числе и с помощью людей, носящих оружие. Оружие, способное убивать. Нравится нам это или нет.

Закончить мне хочется словами Давида, который, используя оружие, все же надеялся на Бога: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс. 24:4-5).

P.S.
Четыре года назад (ужас, как быстро летит время!) я написал пост «Пацифист ли я?».
Сегодня с интересом его перечитал.
Особенно комментарии.

Comments

( 73 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
firecutter
12 июн, 2014 14:25 (UTC)
Совершенно согласен.
У нас один из проповедников — кадровый военный. Он очень хороший аргумент однажды привёл:
Вот, допустим, война, пришёл враг. А ты такой святой христианин, оружием гнушаешься. Но у тебя жена, тёща и семеро по лавкам. Пусть их защищают неверные, пока ты будешь молиться. И их (неверных) потом Господь покарает за неисполнение заповеди «не убивай», а у тебя и семья цела, и ты неосквернён.

По-моему великолепно. Пацифизм дело хорошее, но пока существует оружие — им приходится пользоваться. Блажен, кому Господь помогает этого избегать.

Edited at 2014-06-12 14:26 (UTC)
andy_777
12 июн, 2014 14:34 (UTC)
Согласен, блажен, кто не вынужден становиться перед выбором.
(без темы) - st_leo - 13 июн, 2014 04:19 (UTC) - Развернуть
igorgricyk
12 июн, 2014 14:37 (UTC)
Меня больше другой вопрос волнует: а готов ли я защищать семью вообще, как мужик? Или я такой себе мужик - сам нуждаюсь, чтобы меня кто-то защитил?
andy_777
12 июн, 2014 14:39 (UTC)
Ну ты-то лично, думаю, готов :))
(без темы) - igorgricyk - 12 июн, 2014 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - that_means - 12 июн, 2014 15:03 (UTC) - Развернуть
that_means
12 июн, 2014 15:07 (UTC)
ИМХО
Тут есть такой момент как боязнь совершить ошибку. Из-за нее люди и пропускают такие, например, слова Нового Завета: Еще один вариант: мужчина в семье -- начальник, а "начальник не напрасно носит меч... он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".
Главное - трезво оценивать, когда ты - защитник и представитель Божьего суда (и тогда непременение возможности защитить - это все равно, что "оставление человека в опасности" - есть такая статья УК)... а когда ты представитель собственных амбиций и взглядов. Думаю, честно заглянув в себя, это можно понять... то есть надеюсь на это :)
Присоединяюсь: блажен, кому не придется.
andy_777
12 июн, 2014 15:13 (UTC)
Re: ИМХО
Согласен.
shtunda
12 июн, 2014 15:52 (UTC)
ПейсалЪ камендЪ.
Но онЪ - пропалЪ.
ЗначидЪ - не надо...
andy_777
12 июн, 2014 15:55 (UTC)
Суеверный?
От васЪ – надо :)
(без темы) - shtunda - 12 июн, 2014 16:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 12 июн, 2014 16:09 (UTC) - Развернуть
sanakoti
12 июн, 2014 18:01 (UTC)
Такие вещи как мне кажется проверяются сердцем.
andy_777
12 июн, 2014 18:54 (UTC)
Так и я о том же.
rodef5
12 июн, 2014 18:43 (UTC)
Должны ли мы самооборонятся?
Должны! Человек, чтобы выжить, должен питаться, оборонятся и размножаться. Это вложенно в человека при рождении. Здесь вопрос, можно ли христианину убить другого человека при обороне,сохраняя свою жизнь, отобрать жизнь нападающего. Можно. Я думаю, нет разницы, убит ли человек кулаком или оружием. Главное, мотив. Если взяли в руки оружие, что собираетесь с ним делать, христиане? Оборонятся?- я за.
И это естественно. ИМХО.
ar_chibald
12 июн, 2014 21:36 (UTC)
Я думаю что это еще и вопрос культуры, где вырос человек и где живет. Например в Штатах такой вопрос для большинства христиан конечно же неуместен, потому что оружие можно у нужно использовать для самообороны. Я персонально знаю людей с нашей церкви у которых есть оружие-понятное дело для самообороны. Купил бы для себя если бы были лишние деньги? Да, пожалуй. Смог ли я убить этим пистолетом человека? Вряд ли, не думаю.
piligrim757
12 июн, 2014 21:36 (UTC)
х
“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44)“Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Матф. 5,38-42).“Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим.12:17-18).“Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21).Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1Пет.2:21)“Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим.12:19)“Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15)
ar_chibald
12 июн, 2014 21:46 (UTC)
Re: х
Кто же с вами не согласиться-согласимся.
Re: х - andy_777 - 12 июн, 2014 21:48 (UTC) - Развернуть
Re: х - ar_chibald - 12 июн, 2014 22:02 (UTC) - Развернуть
Re: х - andy_777 - 12 июн, 2014 22:04 (UTC) - Развернуть
Re: х - ar_chibald - 12 июн, 2014 22:04 (UTC) - Развернуть
Re: х - andy_777 - 12 июн, 2014 22:06 (UTC) - Развернуть
Елена Попова
13 июн, 2014 00:41 (UTC)
О какой самообороне христианина с оружием в руках может идти речь, если существует псалом 90?
Да никогда Бог не допустит, чтоб Его сын или дочь вынуждены были защищаться с оружием от врагов, тем более убивать.
(без темы) - Serg Shnitko - 13 июн, 2014 03:46 (UTC) - Развернуть
spider1988men
13 июн, 2014 03:03 (UTC)
Лично я сам никого не обижаю и пальцем не трогаю. И если случаются напряжённые ситуации (живу в неблагополучном районе), пытаюсь до последнего с помощью разговора как-то всё уладить. Не потому что я трус или физический слабый человек. Как раз наоборот. Господь благословил меня и личностными качествами характера, да и сам я спортсмен ростом 190 см. Просто не хочу тяжёлых последствий как для своего визави, так и для себя. Будь то травма, или тюремный срок.
Слава Богу, с момента крещения, мне ещё ни разу не приходилось пускать в ход кулаки.

Но если потребуется защитить себя, а ТЕМ БОЛЕЕ кого-то из моих близких - то в лоб дам, мало не покажется. А если потребуется для защиты взять оружие, сделаю это ни секунды не поколебавшись.

Лично я выступаю за легализацию свободной продажи оружия. У бандитов и преступников оно давно уже есть. Почему же нам родное государство не даёт права на самозащиту? Я не хочу, чтобы однажды мою семью вырезали, как это было в Кущёвке. Как христианин, и как мужчина - сделаю всё что в моих силах, чтобы подобное не допустить.
st_leo
13 июн, 2014 04:26 (UTC)
Самооборона... Или оборона семьи? Жены, детей, внуков?

Как говорится, это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ!!!
3000top
13 июн, 2014 05:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
piligrim757
13 июн, 2014 05:54 (UTC)
а
верен Бог, Который не попустит
вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении
даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.----самооборона или оборона семьи , это все таки относится к разряду огненых искушений и так как Бог верен то далеко не всякому сосуду это позволит перенести . Под такие искушения Он и сосуды готовит особые ( Иов ..) ведь не многим приходилось страдать как Иов , правда ? Я вспоминал историю христиан первых , когда их всех скопом сжигали , распинали , скармливали львам -семьями ( там вопрос стоял отречение от Христа )они не защищались и не защищали , они буквально понимали все то , что я выше написал. А что касается просто хулиганского или бандитского нападения , то Петр пишет --И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь . Тоесть есть аксиома от Бога и через Петра -И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Такие вещи все контролируются Богом , хотя за правду может довестись и пострадать - а это уже относится к категории блаженства (нагорная проповедь ) . Мне тоже доводилось годы работать в тяжелом мужском обществе , где силой не редко приходилось решать некоторые вопросы у них и я годы исповедовал принцип сам пострадать но никого не трогать ( не трогали и меня ) в те времена там были и смотрящие ( бандиты ) и они только угрожали намеками до дела не довели не разу и однажды когда у них власть сменилась и пришли более жестокие и я оказался также категоричен они я понял стали угрожать не только мне ( а уже у них была репутация слова с делом не расходятся ) так их посадили всех через месяц чудесным образом ( у них прокуратура и милиция были свои люди ) и таких случаев было не мало когда Бог избавлял от такого искушения защищать себя или родных . Так , что по библии мы не должны защищать себя и родных за правду если страдаем (Христа ) , от бандитов Бог берется защищать , все остальное теория и даже если вдруг нападут на родных и сорвусь и накостыляю им ( оружие неприемлимо ) то буду просить прощения у Бога ибо и сам знаю не по Его это духу - но это больше теория !
andy_777
13 июн, 2014 07:40 (UTC)
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями добро
Всё, вами перечисленное, касается личных отношений между людьми и здесь всё понятно. Никому не придет в голову с вами спорить. Значит ли это, что для верующих не нужна ни милиция, ни армия?
Re: а - (Анонимно) - 13 июн, 2014 20:03 (UTC) - Развернуть
Re: а - piligrim757 - 14 июн, 2014 06:05 (UTC) - Развернуть
Re: зачем же вымыслы человеческие ? - (Анонимно) - 21 май, 2017 14:17 (UTC) - Развернуть
Николай Еремкин
13 июн, 2014 08:23 (UTC)
Можно ли христианину защищаться с оружием в руках?
Думаю, что пацифизм и христианство - это разные вещи. Пацифистом может быть любой человек согласный с идеологией сопротивления насилию, независимо от вероисповедания, но это утопия. Пока существует зло, это невозможно.
А христианин - это человек избравший путь веры в Иисуса Христа, и давший слово добровольно исполнять волю Божию.

Мы знаем, что Бог, контролирует буквально все (Мф.10:29; Иов.3:10).
Сатана не может по своему произволу вредить человеку, пока Бог, не позволит ему этого.

Мы знаем, что Бог, не возлагает на наши плечи груза более того, что нам не под силу (1Крф.10:13).

Бог, требует от нас бесприкословного подчинения Его воле, вплоть до смерти (Мф.10:29) Пример: Седрах, Мисах и Авденаго (Дан.3:17-18)

Всякий ответ злом на зло, есть неподчинение Богу (Мф.5:39-48), а рациональное объяснение своим действиям в применении силы для защиты своих родных и близких, есть недоверие Богу в Его всемогущество и способность избавить нас от любой беды.

Бог, никогда не делает нам ничего плохого просто так. Для этого, у Него есть веские причины. Он не делает зла ради зла, но всегда учит нас извлекать драгоценное из всех неприятных ситуаций. Важна наша реакция на ситуацию. Послушен ли я Богу, или поддаюсь рационализму.

Рационализм и послушание Богу - несовместимы.


andy_777
13 июн, 2014 08:34 (UTC)
Re: Можно ли христианину защищаться с оружием в руках?
И все же, для чего начальник (Божий слуга) носит меч?
Александр Суеубаев
13 июн, 2014 23:10 (UTC)
Да, время летит.
С большим интересом перечитал историю 4-х летней давности.

Сейчас пацифизм не в моде.



Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 73 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner