?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Здравствуйте, Андреас! У меня есть вопрос. Должны ли (можем ли) мы, христиане самообороняться? Физически или с оружием в руках? А также можем ли защищать других людей (свою семью) от опасности физических увечий? И еще, то же самое по поводу защиты Родины. Хотелось бы узнать ваше мнение, если возможно с указанием конкретных мест из Писания.

Beslan.jpg

Начну с заявления: я всегда считал себя пацифистом. И считаю. Но пацифизм мой, скорее, врожденный, чем приобретенный. То есть, я просто не смогу убить человека. И все же считаю, что на вопрос, заданный мне, сложно ответить однозначно: можно/нужно/нельзя. Первое, что мы слышим со стороны пацифистов в ответ на вопрос «Можно ли воевать?» это напоминание Божьей заповеди «Не убивай» (Исход 20:13).

Но в той же самой книге, буквально через не сколько абзацев, мой взгляд выхватывает из текста не менее строгую заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исход 22:18-20). А как же быть с Шестой заповедью? Как согласовать два взаимоисключающих повеления? Я уже не говорю о подвигах Давида, о котором сказано: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния 13:22). Какие хотения в первую очередь исполнял муж по сердцу, всем известно. Подводя итог жизни, Давид признается своему сыну: «У меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови...» (1 Пар. 22:7-8). Учитывая вышеизложенное, мне, как пацифисту, для отстаивания своих убеждений приходится идти на компромисс с логикой.

Можно, впрочем, возразить: это был Ветхий завет, а в Новом ничего подобного нет. Отнюдь. Величайший из пророков, Иоанн Креститель услышал по сути тот же вопрос, над которым мы ломаем голову: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Луки 3:14). Мне хочется подсказать Предтече: скажи им, что воевать нельзя, путь сдадут оружие и идут к своим семьям, проповедуют, крестят, благотворят... Но не слышу поддержки своему порыву. Как бы мне этого ни хотелось.

Апостол Петр скорее всего поддерживает Иоанна Крестителя в этой мысли, говоря: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петра 2:13-15. Выделено мной). Для наказания преступников правители обычно посылают воинов. Или милицию. Во всяком случае людей, имеющих оружие. И, соответственно, могущих им (оружием) воспользоваться. Петр не только не осуждает подобную перспективу, но призывает такому правительству покоряться. Ему в этом вопросе оказывает поддержку и Апостол Павел: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч...» (Рим. 13:4). Первое, начальник – Божий слуга, второе, меч он носит не напрасно. Совершенно очевидно, для чего ему этот меч нужен!

«Христос – наивысший авторитет! Что нам Иоанн Креститель, Апостол Петр или Павел», – скажет кто-то. И будет прав. В том, то есть, что Христос – всё во всем! Не Петра ли отсадил Спаситель, когда тот отсек ухо первосвященническому рабу: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). Здесь обращает на себя внимание два момента. Во-первых, наличие у ученика Христа меча. Я бы на месте Учителя, как истинный пацифист, заставил Петра немедленно избавиться от ненужной игрушки. К этому можно добавить комплимент в адрес мастерства, с которым ученик Христа воспользовался оружием. Отсечь ухо и при этом на расчленить человека пополам сможет не каждый. Нужна тренировка. Как минимум. Во-вторых, слова Спасителя о том, что нападающий «мечом погибнет», свидетельствуют о том, что у защищающегося всё же может быть в руках меч.

Такую расстановку сил Христос приводит и в другом случае: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение...» (Луки 11:21). О каком оружии говорит Иисус? Не о том ли, которым можно поразить нападающего, принеся вред не только его здоровью, но и жизни?! Рассуждая над словами Сына Божьего, Которой для меня всё в всем, я вновь не могу возразить Ему, как пацифист, при этом не пытаясь договориться с логикой. Мне проще и честнее признать, что Он дал право защищать свой дом с оружием в руках, наделил этим же правом верховную власть, использующую воинов «для наказания преступников», и повелел отдавать кесарю кесарево. Таком образом, даже если я не беру в руки оружие, но при этом исправно (по повелению Христа) плачу налоги, то я должен признаться себе в том, что часть моих налогов идет на содержание армии, закупку вооружения и всего прочего, что связано с возможным убийством.

В комментариях к посту о пацифизме (см. ссылку ниже) один человек написал мне: «Принимая ту или иную сторону в войне, человек уже в ней участвует, с оружием ли, без ли. Нет разницы! Поэтому Христос и говорит о том, что гневающийся убивает в сердце – о прощении, и о неосуждении. Формально не взять в руки оружие – это одно, а отказаться желать неприятностей другим – совсем другое. Можно и с оружием в руках быть пацифистом и христианином, а можно и никогда не коснувшись оружия быть насильником и убийцей».

Служа в советской армии, я часто стоял перед дилеммой: защищать себя или нет. В ответ на мои молитвы Господь устроил всё таким образом, что защищать себя силой мне не пришлось. Я твердо стоял на Христовой истине: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39) и все, окружающие меня это знали. Однажды, когда один из сослуживцев выразил желание проверить мою веру на деле: «А давай я тебя ударю и мы посмотрим как ты исполнишь сказанное в Библии», я ему сказал: в Слове Божьем, кроме всего прочего, написано: «Не оставайтесь должными никому ничем...» (Рим. 13:8) и «какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам» (Марка 4:24). Под громкий смех присутствующих экспериментатор ретировался.

Когда речь идет лично о тебе, принимать решение легче. Проще «не противиться злому», пережить обиду, «проглотить» оскорбление... Но когда речь идет о ближнем, а еще, не дай Господь, беззащитном, то вопрос становится гораздо острее. Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). В начале сентября 2004 года именно это место вспоминалось мне чаще всего, когда я слышал о трагедии в Беслане (см. фото выше). Там люди, имеющие оружие в руках, обученные в высшей степени боевому искусству, Воины с большой буквы закрывали своими телами детей, давай возможность расстрелять себя в упор. Могу ли я осудить их за то, что они защищали слабых с оружием в руках? Повернется ли язык обвинить их в чем-то?

Степень зла в сердцах некоторых людей настолько высока, ненависть настолько буйна и неуправляема, что остановить их можно только оружием. В противном случае Господь просто бы запретил его использование. При этом, стремление к миру, сохранению его поставлено Вседержителем на максимально приоритетный уровень: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).

И все же. Если кто-то неотступно будет требовать от меня однозначного ответа на поставленный вопрос, то я скажу ему, что для меня это вопрос веры. Если мы верим Господу настолько, что не пошевелим перстом для защиты нашего дома, близких и детей, доверив всё это Ему, то слава Богу! По вере нашей да будет нам. Но при этом, оставаясь честными, нам нужно признать, что порядок Господь наводит в мире в том числе и с помощью людей, носящих оружие. Оружие, способное убивать. Нравится нам это или нет.

Закончить мне хочется словами Давида, который, используя оружие, все же надеялся на Бога: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс. 24:4-5).

P.S.
Четыре года назад (ужас, как быстро летит время!) я написал пост «Пацифист ли я?».
Сегодня с интересом его перечитал.
Особенно комментарии.

Comments

piligrim757
13 июн, 2014 05:54 (UTC)
а
верен Бог, Который не попустит
вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении
даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.----самооборона или оборона семьи , это все таки относится к разряду огненых искушений и так как Бог верен то далеко не всякому сосуду это позволит перенести . Под такие искушения Он и сосуды готовит особые ( Иов ..) ведь не многим приходилось страдать как Иов , правда ? Я вспоминал историю христиан первых , когда их всех скопом сжигали , распинали , скармливали львам -семьями ( там вопрос стоял отречение от Христа )они не защищались и не защищали , они буквально понимали все то , что я выше написал. А что касается просто хулиганского или бандитского нападения , то Петр пишет --И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь . Тоесть есть аксиома от Бога и через Петра -И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Такие вещи все контролируются Богом , хотя за правду может довестись и пострадать - а это уже относится к категории блаженства (нагорная проповедь ) . Мне тоже доводилось годы работать в тяжелом мужском обществе , где силой не редко приходилось решать некоторые вопросы у них и я годы исповедовал принцип сам пострадать но никого не трогать ( не трогали и меня ) в те времена там были и смотрящие ( бандиты ) и они только угрожали намеками до дела не довели не разу и однажды когда у них власть сменилась и пришли более жестокие и я оказался также категоричен они я понял стали угрожать не только мне ( а уже у них была репутация слова с делом не расходятся ) так их посадили всех через месяц чудесным образом ( у них прокуратура и милиция были свои люди ) и таких случаев было не мало когда Бог избавлял от такого искушения защищать себя или родных . Так , что по библии мы не должны защищать себя и родных за правду если страдаем (Христа ) , от бандитов Бог берется защищать , все остальное теория и даже если вдруг нападут на родных и сорвусь и накостыляю им ( оружие неприемлимо ) то буду просить прощения у Бога ибо и сам знаю не по Его это духу - но это больше теория !
andy_777
13 июн, 2014 07:40 (UTC)
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями добро
Всё, вами перечисленное, касается личных отношений между людьми и здесь всё понятно. Никому не придет в голову с вами спорить. Значит ли это, что для верующих не нужна ни милиция, ни армия?
piligrim757
13 июн, 2014 08:35 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
Конечно нужна ! Государство существует от Бога , дабы не было анархии , ведь тогда и верующим туго будет жить во всех отношениях , хотя Бог силен защищать и в таких условиях , но как правило пока можно защищать естественым путем людей Он не вмешивается чудесным образом . Вот только верующим в таких структурах естественно (добровольно) не по духу Христову работать.
andy_777
13 июн, 2014 08:40 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
Отлично, получается, как Костя написал, да? Здесь: http://andy-777.livejournal.com/430221.html?thread=18110605#t18110605
piligrim757
13 июн, 2014 08:53 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
Костя не прав, поступил как пишет Павел(или подумал )--Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?... Бог за все отвечает в таких случаях и у Его слуги(полиция , армия) и у нас христиан ЧЕТКАЯ задача ,она разная , а все претензии к Богу , я думаю Он знает , что делает .
andy_777
13 июн, 2014 09:00 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
Вы идете провожать сестру. Вечер. Поздно. Из подворотни выходят двое хулиганов, начитают приставать к сестре и уводить ее в сторону (ситуация реальная). Ваши действия?
piligrim757
13 июн, 2014 09:11 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
В практике было по другому лично у меня ( не уводили но приставали , ушли по внушению ) . Я опять подчеркиваю это вопрос теоретический ( хотя может Бог кому то попускал ) Я так думаю , ситуация упрощена , ведь Бог четко знает , что и как и до какаой степени можно попустить ,и кому , и какие Он этим преследует цели ,,, Может получится так , что я просто попытаюсь внушить , вразумить , запугать , или в конце концов воспрепятствовать физически ... опять все это теория .
andy_777
13 июн, 2014 09:14 (UTC)
Re: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доб
Так вот теория это в вашем понимании. Или созданном несуществующем мире. А в жизни – это практика. Ситуация не упрощена. Но вы не ответили – ваши действия? На ваши попытки "внушения" хулиганы дали вам подзатыльник. Что вы делаете дальше?
(Анонимно)
13 июн, 2014 20:03 (UTC)
Re: а
В одном романе (если надо, я вспомню как назывался и приведу цитату) есть такая сцена.
Кавказ. Село, где живут русские христиане, верующие люди, пацифисты, принципиально не берущие в руки оружие. С гор спускаются абреки. Они грабят село, насилуют женщин, убивают детей. И всё это на глазах здоровых, физически полноценных мужчин. А мужчины стоят и молятся, не пошевелив и пальцем. Что это?
Вера в Бога? НЕТ!!! Это соучастие в убийстве! На юридическом языке это так и называется "Пассивное соучастие в убийстве". Когда человек мог
предотвратить убийство, или хотя бы попытаться что-то сделать, но не сделал, то таковой человек является соучастником убийства. Бог дал мужчине власть, и Бог дал мужчине ответственность за свою семью, за жену и детей. Важная часть этой ответственности- защищать свою семью. У защиты есть два аспекта. Первое это
молитва. Второе-защита в физическом мире. И если придётся, то защищать свою
семью всеми доступными средствами вплоть до применения оружия. У Бога есть
принцип: "Коня готовят на день битвы, но победа от Господа". «Готовить
коня»-это часть работы человека, его ответственность, а победу даёт Господь. Не хочешь готовить коня? Тогда и победы не будет. Давид вложил камень в пращу и метнул. В лоб Голиафу камень направил Господь и дал победу. Если бы Давид просто молился, то ничего бы и не произошло…Это касается и защиты семьи. Если христианин одурачен сатаной и подпал под влияние духа пацифизма, если христианин ничего не делает для того, чтобы в кризисный момент защитить свою семью, взяв, если потребуется, в руки оружие, то и Господь ничего делать не будет. Так ту деревню и вырезали... Всю... А мужчины просто негромко молились...
Олег Кузин
piligrim757
14 июн, 2014 06:05 (UTC)
Re: а
В одном романе )) зачем же вымыслы человеческие ? Судьба человека от Господа , Господь верен , была война отечественая и христиане не брали в руки оружие и Он их хранил . А все ваши примеры из ветхого завета это прообразы войны духа против плоти и они не имеют никакого отношения к нам в физическом плане . -- если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж... во главе угла безопасности христианина только Бог ! А все потуги человека оправдать грех брать в руки оружия происходят от маловерия и плотского состояния человека , который не разумеет , что без воли Господа ничего не происходит и я что то не припомню из истории первой церкви когда над христианами издевались и убивали их семьями , что бы они брали оружие и убивали в ответ римлян или других посягающих на них ! Малодушных утешайте - так вот и вас надо утешать и утверждать в вере в том , что не один волос не упадет без воли Господа с вашей головы , а если Он решит , что бы упал - кто противостанет воли Его ? ( извеняюсь за 2 одинаковых поста 1 нечаяно отправил анонимно)
andy_777
14 июн, 2014 10:41 (UTC)
Re: зачем же вымыслы человеческие ?
Беслан для вас тоже "вымыслы человеческие"?
piligrim757
14 июн, 2014 13:25 (UTC)
Re: зачем же вымыслы человеческие ?
Андреас , а Беслан тут причем ?
andy_777
14 июн, 2014 21:13 (UTC)
Re: зачем же вымыслы человеческие ?
А не причем, да?!
piligrim757
15 июн, 2014 05:59 (UTC)
Re: зачем же вымыслы человеческие ?
Не вижу связи с романом этим или с тем можно ли христианам брать в руки оружие .
(Анонимно)
21 май, 2017 14:17 (UTC)
Re: зачем же вымыслы человеческие ?
Отличная у Вас позиция! Сочувствую Вашим друзьям и семье. Если на них нападут, на Вас рассчитывать не стоит. Если Вам не хватает реальных историй, пообщайтесь с христианами из Луганска и Донецка. Думаю, там Вы найдете истории о том, как в дом верующих вламывались и пытались и изнасиловать и убить. Мне это напоминает, множество историй, когда умирали дети, а отцы видя, что дети нуждаются в враче - молились, вместо похода в больницу. Так дети и погибали. Бог дал нам мудрость и знания.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Free counters!

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner