?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

У писателя, историка и богослова Константина Прохорова сегодня День рождения. Специально, конечно, никто не подгадывал, но так получилось, что рецензию на новую книгу автора его тёзка Константин Захаров, он же firecutter (но о нем ниже), закончил аккурат к этому дню. В настоящий момент книга готовится к печати в нашем издательстве, так что этот пост (и особенно фотографии к нему) в какой-то мере является раскрытием коммерческой тайны. Ниже предлагается рецензия на книгу, автора же ее – Константина Прохорова – сердечно поздравляю с Днем рождения и желаю новых творческих успехов!

Bildschirmfoto 2015-05-15 um 12.24.16.png

Хорошая книга всегда даёт пищу для размышлений. Сегодня в нашем меню «Русский баптизм и православие» Константина Прохорова, исследование влияния православия на баптизм в России и Советском Союзе.

Для российских баптистов, воспитанных отчасти на традиционном противопоставлении «чистого евангелия» баптистов православному «идолопоклонству и обрядоверию», а отчасти на антисектантских произведениях Андрея Кураева, тема может показаться странной. Какое такое влияние? Мы сами по себе, они сами по себе, два почти непересекающихся мира, чьё сосуществование официально где-то на уровне между доброй ссорой и худым миром, а на местах — всякое бывает.

С другой стороны периодически возникают дискуссии на тему «а протестанты ли баптисты?», и вроде бы кто-то доказал, что никаким краем не протестанты. Но альтернативной теории родства не предложил. В общем, налицо кризис самоидентификации, углубившийся в течение последних полутора лет в связи с российско-украинским конфликтом. Поэтому былые разногласия с православием сейчас забываются, и даже набирает популярность аналог хомяковской «триады» («православие-самодержавие-народность») под названием «Библейское учение о покорности властям». При этом на Украине не только баптизм, но и само православие не очень-то жалует «триаду». И вполне может существовать вне российской славянофильской мифологии, начинающейся с «призвания варягов» и «выбора веры», как основных вех «особого русского пути».

В предыдущем абзаце было очень много кавычек. Кавычки в данном случае — символ мифологичности основных вех российской истории. Автор книги понимает и принимает как саму мифологичность, так и то, что существовать в России любое явление (в том числе и христианство) может не иначе как будучи включённым в миф. И приводит свою версию включения баптизма в русскую мифологию. Удачную или нет — судить читателям, я раскрывать секретов не буду. Скажу только, что чтение, независимо от того, славянофил вы или западник, будет интересным и поучительным: о том, что книга является научным трудом говорит только обилие ссылок и сносок и внушительный список источников, приведённых в конце. Кроме того в книге много бесценных свидетельств уходящей эпохи, уходящих натур. То самое «облако свидетелей».

Впрочем, исследования в области мифологии — не самое важное в книге. Баптизм в России молод, его мифология хоть и богата, но не оформлена окончательно, будут ещё изменения. Полезность книги в том, что в ней наглядно показывается подлинный смысл одного из главных протестантских (и баптистских) принципов: Sola Scriptura. Автор упоминает об этом вскользь, потому что не это было основной целью исследования, но это упоминание показательно: наш главный принцип у нас не очень-то соблюдается. Не только Писание владеет умами отечественных баптистов, но есть и формирующееся предание, перекликающееся с православным преданием и государственной идеологией. Но разве этот принцип вообще возможно соблюсти? Ведь так или иначе скриптура нуждается в толковании, и потому каждая проповедь с баптистской кафедры в любом месте земного шара уже формальное нарушение принципа sola. Проповедник использует собственные слова, образы и притчи из жизни, в конце концов располагает цитаты в нужном ему порядке, составляя собственное прикладное учение, и всё это для того, чтобы Писание донести до паствы в понятном пастве виде. Поэтому Sola Scriptura по факту нарушается везде (а возможно, что и наиболее там, где наиболее декларируется). Но это трудно увидеть, пока не займёшься сравнением богословий, богослужебных практик и культуры. И за всеми этими сравнениями становится понятным истинный смысл нарушаемого принципа.

А он в том, что Слово Божье способно достичь носителей любой культуры, даже той, которая отвергает все остальные культуры и институты и замкнута сама на себя (что мы наблюдаем в последнее время в культуре российской). Это значит, что окружения могут быть разные; изображения и скульптуры, богослужебные традиции и языки, мелодии и одежда, слэнг и внешняя атрибутика могут как угодно варьироваться, но Слово в любом случае остаётся неизменным. Скриптура, безусловно, нуждается в толковании, но она, при всём многообразии толкований — всеобща. Она есть та основа, на которой зиждется множество христианских культур и субкультур, отстаивающих своё первенство и уникальность, а предания и толкования — культурные оболочки, призванные донести послание до людей на понятном для них языке. Недаром защитники икон сравнивают их с воплощённым словом — Слово всё-таки первично и для них, а предание вторично. И в Слове нет ни иудея, ни эллина (ни русского и ни украинца) именно потому что культурные различия для Него не имеют значения.

Традиции, толкования, предания — всё это имеет смысл лишь тогда, когда исходит от Слова и подкреплено им. Без него, как без основы, каркаса, всё религиозное здание либо рушится, либо превращается в мираж. Мы все уникальны и потому неравны, но мы все равно вторичны перед Богом, Его величием и мудростью. Мы можем окружать себя мифами и воображать о себе невесть что, но Бог с небес будет смотреть на нас с любовью, потому что знает наше несовершенство. Мы можем доказывать друг дружке любыми самыми убедительными способами своё превосходство и истинность именно своего способа поклонения Богу или начальнику, но Христос умер за нас не потому что мы правы, а потому что мы неправы, грешны. И наша нынешняя правота — она не здесь, не в рукотворенных храмах обитает и не дымом жертвенного мяса питается, а живёт на небесах с Ним, чтобы принять нас по прибытии, ежели мы захотим смириться до того, чтоб остаться грешниками на земле. Впрочем, кажется я начинаю конструировать ещё один миф, поэтому остановлюсь. И — рекомендую к прочтению уникальный труд: «Русский баптизм и православие» Константина Прохорова.

***
Такая вот рецензия. Но это не всё. Костя написал и своеобразную «припарку после бани» послесловие, которое скромно назвал «Невошедшее в статью». «Невошедшее» у него получилось раза в полтора объемнее «вошедшего». А оттого еще более интересное. Это ж всегда так ;). Оно, конечно, слегка сбивает краску торжественности с им же самим написанной рекомендации «уникального труда», но всё же... но всё же, словом, это был бы не Костя, есибы чего-нить такого не написал. Так что, рекомендую к прочтению уникальный труд: Невошедшее в статью.

Спасибо, брат, за рецензию и послесловие!

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
nickola2
15 май, 2015 11:59 (UTC)


Т.е. Сола Скриптура грубо нарушается самими баптистами, которые ее так пламенно декларируют...и?

Это как бы.. норма? Если так, то чем баптистское "нарушение" Писания отличается от прочих "нарушений"?

Почему баптисты считают, что важно нарушать Писание именно по-баптистски? И если мы неизбежно имеем дело не с чистым Писанием, а с интерпретациями, то как баптисты пришли к выводу, что следует принять баптистскую интерпретацию, а остальные, следовательно, отвергнуть?

На основании ее же самой или как-то иначе?
andy_777
15 май, 2015 12:30 (UTC)
Нарушать и нарушать – две большие разницы. Можно, например, автомобиль запарковать в неразрешенном месте, а можно на нем человека насмерть сбить. И то и другое – нарушение ПДД.
nickola2
15 май, 2015 19:28 (UTC)

Пример с ПДД понятен. Но он не объясняет образ мысли ЕХБ.
Как баптисты поняли где - что, в отношении религии, где все не настолько однозначно?

Если мы все неизбежно имеем дело не с "чистым Писанием", а с его разнообразными интерпретациями, то на каком основании баптисты выбрали именно баптистскую?

М/быть, нужно было отталкиваться от антитринитарной или еще какой другой парадигмы?


Edited at 2015-05-15 19:34 (UTC)
firecutter
15 май, 2015 12:08 (UTC)
Да пажалста!:)
Хотя, конечно, трудом это назвать нельзя, это нечто вроде попутного газа:)
Книга на самом деле хорошая, и ничего плохого нет в том, что автор держится в мейнстриме: в его задачу ведь не входило переписывать и переоценивать всю российскую историю, а баптистов в неё действительно нужно как-то поместить. Так что претензий к нему на этот счёт у меня нет, иначе в тексте для газеты я бы это хотя бы упомянул. Так что невошедшее — не более, чем спекуляция:)

И присоединяюсь к поздравлениям и благословениям Константину.
Надеюсь, ещё книги будут:)
orhidea777
15 май, 2015 12:09 (UTC)
Интересно было бы почитать. Умных баптистов все-таки интересует Православная Церковь, от которой просто так не отмахнуться.
Рецензия заинтересовала.
andy_777
15 май, 2015 12:28 (UTC)
Как "отмахнуться", если 75 % населения России являются православными?!
orhidea777
15 май, 2015 12:48 (UTC)
75% православных...если б хотя 30-40%. Мы же знаем сколько ходит в храм. Хотя процент симпатиков, сочувствующих или находящихся по своим собственным представлениям в поле православия действительно преобладает.
andy_777
15 май, 2015 13:44 (UTC)
Ну я на ВЦИОМ ориентировался.
kv10
15 май, 2015 13:53 (UTC)
А где можно книжку саму раздобыть? Желательно в цифре
andy_777
15 май, 2015 14:59 (UTC)
Как отпечатаем - сообщу. Не переключайтесь ;)
orhidea777
15 май, 2015 14:39 (UTC)
Интересно было бы почитать. Умных баптистов все-таки интересует Православная Церковь, от которой просто так не отмахнуться.
Рецензия заинтересовала.
fobor
15 май, 2015 15:24 (UTC)
Триада "Православие, самодержавие, народность", положим, не хомяковская, а уваровская. Это, кстати, принципиально. Славянофилы и охранители находились в разных лагерях.

Edited at 2015-05-15 15:26 (UTC)
firecutter
15 май, 2015 18:11 (UTC)
Да, это я ошибся.
irenchado
15 май, 2015 17:20 (UTC)
Резюмирующая фраза, которую автор рецензии на книгу образно назвал "сконструированным мифом",: "И наша нынешняя правота — она не здесь, ..., а живёт на небесах с Ним, чтобы принять нас по прибытии, ежели мы захотим смириться до того, чтоб остаться грешниками на земле" как-то в разрез с Богодухновенной истиной Божьей идет:
"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа".(Евр.12:14)
А в остальном мне рецензия понравилась.
st_leo
15 май, 2015 20:22 (UTC)
Костя верен самому себе...

"Мы можем окружать себя мифами и воображать о себе невесть что, но Бог с небес будет смотреть на нас с любовью, потому что знает наше несовершенство!!!"
(Анонимно)
16 май, 2015 03:27 (UTC)
Спасибо, друзья, за все поздравления и рецензию на новую книгу! Рад всем читателям и критикам - в особенности. :)) Как написано: "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" (Прит. 27.17).
К.П.
(Анонимно)
1 июн, 2016 13:45 (UTC)
Русский баптизм и православие. Книга.
Guten Tag!
Ist das Buch von Konstantin Prochorov schon erschienen?
Danke & Gruß,
David Löwen
hogzon
17 мар, 2017 15:32 (UTC)
где книгу то взять?
в фб2 не скините?
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner