?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Не так давно я получил письмо от человека, которого интервьюировал несколько лет назад. Он попросил меня удалить из интернета материалы о нем и позаботиться о том, чтобы всё было «зачищено» не только на наших ресурсах, но, по возможности, везде. Этот человек стал испытывать на себе давление следственных органов, которые выследили его во всемирной паутине. Наверное, читатель уже понял, что речь идет о среднеазиатской стране. Сегодняшние мои собеседники из Казахстана. Но это всё, что я могу о них сообщить. Ни имен и фамилий, ни места проживания, ни тем более фотографий. Ничего.

getImage-62

Два симпатичных, улыбчивых молодых казаха (назовем их просто Айбек и Райымбек) сидят передо мной, мы ведем неспешную беседу об их служении. А оно необычное. Братья занимаются благовестием через радио, интернет и с помощью приложений для смартфонов.

Судьба каждого из них уникальна. Когда-то они считали себя мусульманами, один из них даже пытался быть муллой – читал заупокойные молитвы на похоронах соотечественников. Но Господь коснулся их сердец. Коснулся настолько, что они не могут молчать – желают каждому земляку рассказать о вести спасения. И используют для этого все возможные на сегодняшний день технологии.

– Каким образом можно сегодня донести Благую весть до жителей Казахстана? В первую очередь я имею в виду, конечно, население казахской национальности.
– Массового благовестия, какое было в 1990-е годы, в Казахстане нет. Тогда проповедники ездили из аула в аул с фильмом «Иисус» и после просмотра фильма благовествовали. Теперь же, согласно новому закону, ты не можешь благовествовать, например, на улице, но можно делиться своим убеждением: почему я верю в Иисуса Христа. Я могу поделиться с человеком, если он меня спросит. Но благовествовать, как раньше, нельзя.

В Казахстане организована специальная служба – Единый контакт-центр 1414, в который может позвонить любой человек и сообщить, например, что там-то и там-то кто-то пытается проповедовать. После такого звонка на этом месте появятся оперативники и привлекут тебя к ответственности за «пропаганду». Мы не можем говорить о своих убеждениях везде, где пожелаем. Только в культовом здании или на своей территории: квартире, во дворе частного дома или в автомобиле.

Поэтому основное благовестие у нас в стране происходит в основном через личные отношения. Мы – азиаты, у нас культура такая, мы расположены к неспешному общению, развитию отношений. Через выстраивание отношений мы и благовествуем. Тем не менее, мы и за эту ограниченную свободу благодарны Господу. Ведь всё познается в сравнении. И если посмотреть на соседние страны, то мы по сравнению с ними пользуемся гораздо большей свободой. У нас остается много возможностей для проповеди Евангелия.

Помимо личных отношений мы стараемся использовать и другие инструменты, не обходим вниманием современные технологии – радио, интернет, приложения для телефонов...

– И как вам удается проповедовать через радио? Ведь наверняка любое государство через соответствующие службы может легко отследить ресурс в интернете.
– Мы не являемся студией или редакцией в общепринятом понимании этих терминов. Мы только, как частные лица, записываем проповеди, беседы, песни и готовим материалы для вещания, а потом определенные радиоточки используют наши записи в эфире. Передачи готовятся на шести языках: русском, казахском, киргизском, узбекском, таджикском и туркменском языках.

– Мы можем указать адрес?
– Да, конечно. www.twr.kz.

– Домен казахстанский все же? Ваше служение ориентируется в основном на казахское население?
– Нет. На народы Центральной Азии без исключения. Все те, что мы уже перечислили и еще каракалпакский народ – для них вообще мало кто что-то делает в плане благовестия. Уйгуры еще...

– У вас наверняка есть родственники-мусульмане. Как складываются отношения с ними? Признали они ваше право верить в Христа?
Айбек:
– На наше обращение ко Христу последовала жесткая реакция со стороны родственников. Все от нас отреклись, прекратили всякое общение. Никто ни на какие семейные мероприятия не приглашал. Потом в 2001 году умер мой папа. И тогда все родственники пришли к нам. Они хотели собственными глазами увидеть, как мы его «с крестом похороним».

Прежде всего, их удивило то, что все служение проходит на казахском языке. Всё по нашим обрядам, казахским традициям. Мы сделали всё так, как обычно делают казахи, только вместо муллы был наш брат-проповедник.

Люди в такие моменты более открыты. С готовностью слушают слово о жизни и о смерти, задумываются... Так вот после похорон отца отношение к нам резко изменилось. Мой дядя, единственный брат отца признался: «Сожалею, что я, поверив слухам, потерял своего брата. Оказывается, вы не стали русскими, вы остались казахами».

Теперь нас родственники уважают. Не в последнюю очередь за то, что мы стараемся вести благочестивый образ жизни. Мы не курим, не пьем, добродушны ко всем. Теперь мы желанные гости на всех торжествах, свадьбах, родственники с удовольствием принимают наши пожелания благословений, просят молиться о них.

Райымбек:
– Вначале было всё очень сложно, а теперь, слава Богу, мы общаемся с нашими родственниками. Ездим друг ко другу. Даже дальние родственники воспринимают меня как христианина. На свадьбах (а они у нас многочисленные, до 500 человек) наблюдают, как я разговариваю, что я пью и т. д. Удивительно, но некоторые родственники своим детям ставят меня в пример: «Вот, посмотрите на него, какой он хороший! Идите к его Богу, может, и из вас приличные люди получатся!..» Словом, все проблемы позади, Бог обратил их во благо, а врагам пришлось даже просить прощения.

– Будем надеяться, что со временем они станут и слушателями вашего радио. Как давно существует это служение?
– Уже более 10 лет. Но развиваться по-настоящему оно стало относительно недавно. Раньше церкви не знали об этом ресурсе, а теперь с развитием интернета нас слушает всё больше и больше людей. У нас много заявок на диски. Мы записываем передачи на CD и посылаем их по просьбе слушателей. В основном это актуально для пожилых людей.

Но сколько у нас на самом деле слушателей, мы не знаем. А обратной связи почти нет. Это объясняется еще и азиатской культурой. Писать письма у нас не принято. Есть даже забавная история на эту тему. Один казах работал на иностранца. Работодатель написал ему предложение, отправил ему по е-майлу, а ответа нет. Иностранец день ждет, неделю, месяц, потом приезжает и говорит: «Ты моё письмо получил?» – «Да, получил». – «Прочитал?» – «Прочитал!» – «Со всем согласен?» – «Согласен. Со всем» – «А почему не отвечаешь?» – «Ну, я же кивал, когда читал!..»

Сейчас мы начинаем новое служение – радио по телефону. Человек звонит на определенный номер, и ему автоответчик говорит: «Если вы хотите послушать передачу на русском языке, наберите цифру один, на казахском – два...» И т. д. Далее он может выбрать тему передачи и потом ее слушать.

– Но помимо этого есть еще что-то для пользователей смартфонов. Что именно вы предлагаете?
– Мы разработали на базе андроида приложения для смартфонов. Человек заходит в это приложение, выбирает категорию (приложение многоканальное), которую он хочет слушать, и сохраняет запись на своем смартфоне. Он может слушать передачи в любое время, даже тогда, когда у него нет доступа к интернету.

Разделы мы готовим разные: для молодежи, для женщин, на семейные темы («Семейный очаг»), радио-Библия... Также все передачи с нашего сайта можно с помощью этого приложения послушать в записи. В любое время и в любом месте. Каждую неделю архив обновляется. В настоящее время приложение проходит тестирование на казахском языке. Как только пройдет тестирование, мы станем загружать все шесть языков, на которых работаем. В этом приложении будет кнопочка перехода на сайт радио, на котором, разумеется, архив передач намного больше.

– Интересно, какие темы предлагаются, например, в разделе для молодежи?
– Например, «Любовь, свидание, брак». Это серия передач. Библейские принципы взаимоотношений между молодым человеком и девушкой. Кроме этого много музыки, песни... В основном передача длится 15 минут. Из них 8-10 минут раскрытие темы и оставшееся время – на песню. Затем диктуется адрес и номер телефона, куда он может написать, попросить Библию или задать вопрос.

Наиболее удобно это приложение для городских жителей. В городах почти везде есть мобильный интернет с хорошей скоростью, качеством.

– Кто озвучивает передачи?
– У нас небольшая команда дикторов. Каждый начитывает передачи на своем языке. Если это ток-шоу (беседа), например, для молодежи, то будут два диктора: брат и сестра. Мы нуждаемся в волонтерах, которые бы нам помогали.

То же самое касается и самих материалов. Если у вас есть интересные статьи – ведь ваша газета очень популярная – то мы бы могли сотрудничать. Переводить и затем озвучивать ваши публикации для народов Средней Азии. Даже можно специальную рубрику сделать. Это тоже один из путей достигать людей вестью о спасении.

– Хорошо, допустим, человек захотел приобрести это приложение. Как ему быть, где искать, куда обращаться?
– Мы уже загрузили приложение в Play Market. Оно доступно на территории среднеазиатского региона, не только в Казахстане. Человек набирает слово «Most» и всё, это приложение у него есть. Совершенно бесплатно.

– Что бы вы желали еще сказать нашим читателям, о чем я, возможно, не спросил? Может, нужда какая?
– Молитесь о нас. Это – главное. Мы нуждаемся в ваших молитвах. Чувствуем, что Господь благословляет, и наше служение развивается.

Хотим в ближайшем будущем оборудовать настоящую студию, чтобы была возможность записывать музыку, песни на азиатских языках. Таких песен записано очень и очень мало, приходится их часто повторять. А песни есть. Их надо записывать. Есть способные братья и сестры, есть, кого записывать, но пока что негде. Это наша молитвенная просьба к вашим читателям.

В Казахстане развивается радикальный ислам. В соседних республиках тоже. Например, из Киргизии и Казахстана не так давно порядка 200 семей уехали воевать в Сирию. Молодые семьи. Традиционный, т.н. «народный ислам», он против этого, но радикалы все больше достигают своим учением молодежь. Среди нее очень много спортсменов. Для них это важно – физические данные.

Молитесь об этом, чтобы Господь пробудил церковь в желании благовествовать молодежи, приобретать ее для Христа. Чтобы молодые люди не погибали в таких опасных течениях. Если церковь не будет выходить и сеять доброе семя, то обязательно кто-то другой посеет семя злое, плевелы. Мы призваны сеять. Чтобы церкви были сконцентрированы не на внутренней жизни, а на проповеди для внешних.

– Отличаются чем-то казахские служения?
– Да. Многим. Во-первых, в казахских церквах нет никаких скамеек, как это принято в европейских. У нас лежат корпешки (или курпача – тоненькие матрасики, – прим. А.Патц), и все на них сидят. Так проходят собрания. Второе отличие – время. На Востоке оно не ограничено. У нас любят неспешность, степенность. Мы говорим: «У вас на западе часы, а у нас на востоке – время». Есть начало служения, но нет конца. Собрание может начаться в восемь часов вечера и продлиться до глубокой ночи, до двух-трех часов, например. Люди открываются, делятся проблемами, задают вопросы – каждому нужно уделить время и внимание, открыто пообщаться.

Через это и происходит рост церквей. Если я пришел и провел четкую программу, как это почти везде принято, но не общаюсь с этими людьми, то я не могу ожидать плода.

– Песни, которые вы пойте переведены с русского или это казахские песни?
– Примерно 50 на 50. Наполовину мы используем переведенные песни, а вторая половина – авторские.

– Раз рождаются композиторы, значит есть спрос. Много ли христиан казахской национальности в стране?
– Вы знаете, не мало. Есть относительно большие общины, есть маленькие группки. Причем, так называемое «казахское служение» начало развиваться именно тогда, когда оно отделилось от русских евангельских церквей. До этого все попытки благовествовать казахам претерпевали неудачу. Люди просто не шли на русские служения.

Через какое-то время в молитве и страхе Божьем казахи отделились в отдельную группу, и тут же начался рост. Неверующие люди считали, что идут не к русским, а к Богу. Позже, когда казахские группки окрепли, они стали приходить в русские церкви на совместные служения. И это стало большим благословением для всех.

Андреас ПАТЦ.
© «Международная христианская газета», № 05 за 2015 г.

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner