?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Главную и основную мысль притчи о десяти девах можно выразить одной короткой фразой: наличие светильника ничего, совершенно ничего не дает его обладателю в случае, если в светильнике отсутствует масло. Что такое – это масло, и что в нем ценного, если не имеющие его девы не смогли войти на брачный пир?

IMG_7430.JPG
© Фото: Аngelina Constantinov.

Удивляет в этой истории кажущаяся неоправданная строгость Жениха. Согласитесь, что из-за какого-то маленького предмета, призванного освещать вокруг человека пространство, по-человечески рассуждая, Господу не стоило бы проявлять такую строгость: «Не знаю вас» (Матф. 25:12). Тем более она непонятна, если вспомнить о том, что Бог есть любовь!

Проблема в том, что такое понимание Бога, вернее Его любви, является сегодня одним из самых распространенных заблуждений. Причем, не только в мире безбожном, но и в умах христиан. Вся пресловутая современная толерантность зиждется как бы на Божьей любви. Отношения между людьми, Богом, отношение человека к законам, инакомыслию, равно как и к порокам, извращениям, богохульству общество старается привести в такую норму, при которой была бы достигнута максимальная терпимость.

Человек вместе с его эгоизмом поставлен в этой модели на пьедестал, в центр Вселенной. Всё, что он делает, должно быть хорошо, а если даже это не так, то... должно быть покрыто любовью.

26 июня 2015 года Верховный суд США постановил легализовать регистрацию однополых браков на всей территории страны. Президент страны Б.Обама заявил по этому поводу: «Просто победила любовь».

Строгость Господа
Любовь ли это? Нет, кончено, и еще раз – нет. Любовь – это не потакание вседозволенности, настоящая любовь – это когда на столбе с высоковольтной линией электропередачи висит табличка: «Не влезай, убьет!» Сатана – враг! Ненавидящий, дрожащий от нетерпения убить и погубить человека, он много тысяч лет подряд говорит: «Не-е-ет, не умрете», – а любовь предупреждает об опасности. И это очень важно понять. Вообще, интересно заметить, что практически все заповеди Господни сопровождаются частицей «не».

«Не делай себе кумира, Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего» и т.д. (Исх. 20:13-17).

Любовь не потакает низменным желаниям свободно-толерантного человека. В случае с десятисловием мы имеем дело с прямыми и, нужно признать, предельно строгими запретами. Кто-то скажет: это Ветхий завет, старо и неактуально, как и многое другое в Библии. Хотя такая претензия и не является аргументом, но, в ответ на сей «аргумент» можно обратиться и к Новому завету, к самой сердцевине учения Христа, например.

В знаменитом гимне любви мы опять обнаружим сплошные частицы «не»: «...Любовь НЕ завидует, любовь НЕ превозносится, НЕ гордится, НЕ бесчинствует, НЕ ищет своего, НЕ раздражается, НЕ мыслит зла, НЕ радуется неправде, а сорадуется истине...» (1 Кор. 13:4-6).

Не толерантный какой-то Бог в Библии получается. Суть в том, что любовь и толерантность – далеко не одно и то же. Сатана пытается смешать эти два понятия в головах людей (и христиан, в том числе) с одной только целью: превратить общество в серую массу, утопленную в потребительстве, получении удовольствий, поклонении кумирам и главное – с одной только целью: лишить светильники масла, не допустить наличия в них горючей смеси, сделать всё возможное для того, чтобы христиане даже не задумывались об этом.

Ответственность человека
Но Господь, вручив человеку светильник в руки, оставляет ему заботу о наличии в сосуде масла. Оно должно там быть. Должно быть всегда, в любое время. Ответственность за это лежит исключительно на человеке. Христианин должен что-то предпринимать, что-то делать для того, чтобы оно, масло, в светильнике было.
Обращает на себя внимание обстоятельство, что девы не могли приобрести масло на месте. То есть у ворот брачного пира. Не смогли поделиться им мудрые девы, оказалось, что и Жених маслом тоже не торгует. Он, при всех своих возможностях, не смог возместить им недостаток масла. Почему его не может купить вместо тебя кто-то другой? И что же, что означает масло в светильниках?

Нужно признаться, что сколько существует людей, столько толкований значения масла: начиная от приписывания ему свойств Духа Святого, до совершеннейшего пренебрежения – «ничего оно не означает». Но ответ, как всегда, кроется в самом Писании. Точнее – в контексте повествования. Контекст в данном случае состоит из трех отрывков: окончание 24 главы (разделения на главы раньше не было); 25 глава – притча о десяти девах, оканчивающаяся ключевым словом «Бодрствуйте!» (13 ст.); последующий текст 25 главы, раскрывающий истину о талантах.

Обе, обрамляющие историю о 10 девах притчи заканчиваются словами: «Там будет плач и скрежет зубов». Не самая радужная перспектива, не так ли? На этом фоне трагедия пяти дев и призыв Спасителя: «Бодрствуйте!» – заставляет задуматься: что же значит бодрствовать?

Бодрствовать, исходя из контекста, значит, с одной стороны, не повторять роковую ошибку раба, который вместо того, чтобы трудиться для Господина, предался веселию, и, с другой стороны, всячески стараться умножить данные Богом таланты.

Если учесть то (и евреи об этом говорят), что масло – это елей, то картина становится еще более полной. Елей применяется не только в светильниках, но и для лечения, смазывания воспаленной кожи, ран. Он – символ милости (милосердия). Кроме того, слово елейный обозначает добрый («елейный голосок»), поэтому елей – это еще и символ доброты.

Таким образом, масло в светильнике можно понимать как собранный капитал, складывающийся из наших действий во всех сферах жизни. А именно: добрые дела, дела милосердия; послушание Господу в деле благовестия (вспомните задание для раба: «давать пищу во время», Матф. 24:45); наставление ученикам: «Идите, проповедуйте!»

Умножение талантов – труд в церкви, который совершается для славы Бога. При этом действия эти (если им следовать неукоснительно) являются ни чем иным, как светом – «так да светит свет ваш пред людьми...» – и полной противоположностью тому, что мы называем жизнью для себя. Абсолютным её, такой то есть жизни, антиподом. «И уже не я живу, но живет во мне Христос...» И еще: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил. 3:7). Именно такая жизнь, во-первых, является светом миру, во-вторых, пополняет наш светильник маслом.

Кто же такие в этом случае торгующие и продающие? Что это за продавцы счастья такие? Может быть пророки? Или святые старцы, отшельники? Нет. Это больные, нищие и страдающие, те, к кому не ходят с пустым сердцем и пустыми руками, не ходят просто так, ради галочки. Это люди, которые заберут твой комфорт, покой и уверенность в себе, это они – торгующие. Отдав что-то таким людям, возможно, то, что по-настоящему для тебя ценно, ты получишь взамен масло.

Важно отметить, что все вышеперечисленные действия человек должен делать сам. Именно поэтому поделиться тем, что у них было, мудрые девы не смогли. Неразумные сами должны были накопить (приобрести) масло для сосуда, чтобы он дал свет. Пойдите к продающим! Приобретение, накопление масла – это забота и ответственность не кого-то другого, а исключительно и лично каждого из нас.

Есть мнение, что «уснули» означает физическую смерть. И те, и другие девы уснули. И хоть в данном случае это не столь важно, все же можно принять такое понимание значения сна. Подтверждается оно и необратимостью процесса. То есть купить масло, сделать добро, исполнить волю Господина, успеть умножить таланты, возвестить погибающему о спасении (Как тут не вспомнить гимн: «Не хотел бы я бесплодным») –всё перечисленное можно сделать только при жизни.

Цена масла
Неразумные не сотворили того, что от них требовалось. Вроде бы, и зла не делали, но и добра не имели. И когда они предстали пред Господом, светильники их оказались пустыми. Ужасное, на самом деле, зрелище. Ведь речь идет о полном банкротстве христианина. Которое нельзя возместить и наверстать, ибо обнаруживается это тогда, когда ты уже пришел к вратам брачного пира.

Цена масла складывается из двух составляющих. Во-первых, это цена отсутствия масла. И она, как уже отмечено, чрезвычайно высока! Сложно представить себе что-то более трагичное в судьбе неразумных дев, чем услышать от Жениха: «Не знаю вас». Ведь они наверняка были уверены в том, что знают Господа, жили ожиданием встречи с Ним. Не сомневались в том, что и Он их знает.

Ведь это Он дал им светильники, поручил ответственное дело (как рабу давать пищу вовремя), наделил талантами... Но они в течение жизни никак не дали о себе знать, закопали таланты и не сделали ничего, что воспламенило бы их светильник.

Вторая сторона не менее важна. Цена тех душ, которые могли услышать от нас о вести спасения, но не услышали. Потому что наш светильник коптил, а не светил.

Итак, доколе есть время
Если тебя не волнует, что происходит в винограднике Господнем, если тебе все равно, какие трудности и нужды в твоей поместной церкви... Если не отзывается болью в сердце страдание ближних, сирот, вдов, голодающих, умирающих в нищете... Если тебе безразлична судьба человека, которому ты мог засвидетельствовать о Боге, но по каким-то причинам не сделал этого, то тебе самое время проверить свой светильник. Не исключено, что в нем совсем не осталось масла.

Не случайно Апостол Павел настойчиво призывает: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Сегодня это время есть. Сегодня ты и я можем наполнять свои светильники маслом. Господь дал нам такое право. Насколько мы этим правом воспользуемся – наша ответственность!

Андреас ПАТЦ.
© «Международная христианская газета».

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
17 окт, 2015 20:23 (UTC)
ИТАК, ДОКОЛЕ ЕСТЬ ВРЕМЯ...
Пользователь benno_99 сослался на вашу запись в своей записи «ИТАК, ДОКОЛЕ ЕСТЬ ВРЕМЯ...» в контексте: [...] Оригинал взят у в В субботу вечером 17_10_2015 [...]
(Анонимно)
17 окт, 2015 22:10 (UTC)
Но девы пошли и купили масла у продающих и пришли на брачный пир с горящими светильниками. Иначе бы они не нашли путь в темноте... Получается, что они сделали добрые дела и проявили милость?

Виталий
andy_777
19 окт, 2015 07:42 (UTC)
Притча умалчивает о том, удалось ли купить девам масло. Слова же: "бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Матфея 25:13) и обращение у ленивому рабу (в притче о талантах): "ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (25:29,30) подтверждают мысль о том, что "доколе есть время, будем делать добро всем"...
irenchado
18 окт, 2015 12:34 (UTC)
"...не как неразумные, но как мудрые..."
Я согласна с тем, что раскрытие смысла притчи о десяти девах в резюмирующем стихе Мф.25:13: "Итак бодрствуйте..."
А бодрствовать для христианина - это исполняться Духом Святым, выполнять волю Божью в доброй совести, в том числе и записанную в стихах Еф. 5:10-15, чтобы поступать "не как неразумные, но как мудрые", поэтому все это и есть "масло" в "светильниках" (в вере) христианина.

uriy_sim
18 окт, 2015 15:48 (UTC)
А всё таки не весь декалог отмечен частицей "не", но только семь заповедей. Первая, четвёртая и пятая - повеления делать, остальные - не делать.
andy_777
19 окт, 2015 07:52 (UTC)
Да, наверное, нужно подправить на "почти все". Спасибо, Юрий!
livejournal
18 окт, 2015 16:32 (UTC)
В субботу вечером 17_10_2015
Пользователь st_leo сослался на вашу запись в своей записи « В субботу вечером 17_10_2015» в контексте: [...] Оригинал взят у в В субботу вечером 17_10_2015 [...]
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner