?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

«Мы на политические темы не беседуем», – говорил один мой знакомый служитель и... заводил очередную беседу на политическую тему. Примерно так или почти так выглядят сегодня эти самые беседы. По большому счету, всё верно – мы не беседуем на политические темы... в ключе и с позиции наших оппонентов. С наших же позиций, еще как беседуем, ох, как беседуем!..

toshaleb.jpg
© Фото: Антон Лебедев, toshaleb.livejournal. com

За последние два года отношения в российско-украинском братстве (если, конечно, этот термин всё еще правомочен) пережили несколько стадий: от искренне братских, развивающихся и приносящих радость, до обвинений, как минимум, в порочной связи с «Иезавелью» с одной стороны, и не менее порочной связи «с режимом» – с другой. И хотя на официальном уровне всё еще звучат заверения в вечной любви и молитве за братское братство, на неофициальном вопрос о любви уже давно не стоит. А молитвы, если о них и заходит речь, можно смело отнести к категории «молимся о том, чтобы Господь вернул вам разум». Налицо – конфликт. И коль скоро это так, то самое время задуматься о примирении.

12 пасторов из России и 16 из Украины (включая представителей территорий, названых ныне «ДНР/ЛНР») не только задумались, но и решили начать что-то делать. Начать с малого. Малое заключалось в попытке встретиться. Попытка удалась. Хотя и с оговорками: участников, приехавших из России, по их просьбе, нельзя было ни фотографировать, ни называть в репортажах (поэтому, к сожалению, фотоотчет предложить не могу). Организацию встречи взял на себя Влад Кусакин, правозащитник и представитель «Mission Eurasia». Он же был ведущим мероприятия.

«Что вы ожидаете от этой встречи?» С этого вопроса началось общение братьев. Ожиданий оказалось немало, поэтому служители остановились на самых главных вопросах. Во-первых, они хотели бы выяснить, какие существуют практические шаги для примирения. Говорить можно о многом, но вести мирную беседу за чаем, не задевая острых вопросов, и попытаться обозначить их и преодолеть, – далеко не одно и то же. Потому что именно острые вопросы образовали нагромождения, завалы, которые в процессе примирения необходимо разобрать, расчистить. И для этого нужно начать говорить друг с другом.

Второе, что посчитали важным в достижении поставленной цели участники встречи, – добиться взаимопонимания и разрушения мифов друг о друге. Неизвестность заполняется отрицательным, отрицательного за это время накопилось более чем достаточно, поэтому для разрушения мифов нужен диалог. Который, впрочем, вовсе не означает быстрого понимания друг друга. Отношения, бывает, легко разрушить, а на восстановление их порою требуются годы. И многие старания. На один и тот же факт, на одно и то же событие люди имеют разные, порою противоположные мнения.

Конкретный пример: интервью, подготовленное вашим покорным слугой, вызвало полярные отзывы читателей. Реакция поместилась в довольно узкий коридор: от «наконец-то, слава Богу, мы узнали правду» до «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». И лишь один из нескольких тысяч, прочитавших интервью христиан, увидел в нем жемчужину: «Очень полезное интервью, открывающее перспективы третьей силы в конфликте – Церкви. Церковь не удаляется от войны, она там и действует».

В-третьих, участники встречи пожелали выяснить: что такое «богословие в условиях войны»? Подавляющее большинство христиан российского и украинского братства выросли в условиях мирного времени, никогда не сталкивались с войной. Вопросы о реальной войне, об отношении к ней (или участии?) приходится решать впервые и, что называется, на ходу. Понятно, что оно, таким образом сформированное, получается далеко не идеальным.

Братья посчитали необходимым попытаться ответить на следующие вопросы: Какие необходимые элементы должна содержать теология для того, что бы община могла выдержать внезапное ухудшение ситуации (революцию, военные действия или сокращение религиозной свободы); каким может быть теологическое видение церкви в условиях войны? В этом ключе обсуждались практические примеры церквей на Донбассе, в России и мирной части Украины. Выяснилось, что множество церквей прекратили служение в прифронтовой зоне, некоторые остались, но значительно уменьшились в количестве, есть и такие, которые выросли в десятки раз – с 30 членов до 400 за полтора года (Красногоровка).

Четвертое, что хотели служители найти, изобрести, выработать (нужное подчеркнуть) – это практические шаги в противостоянии пропаганде. Чрезвычайно важный момент. Надо честно признаться, что именно пропаганда стала причиной разрушения отношений. Поскольку у людей нет возможности лично присутствовать и наблюдать за происходящими событиями (где бы они ни происходили) в реале, то они строят свои представления на основе полученной информации из СМИ. А поскольку первой жертвой любой войны, по меткому выражению Джонсона Хайрама, всегда становится правда, то рассчитывать на правдивость в подаче информации в СМИ не приходится.

«Информационная война влияет на души, сознание и поступки людей. В этом смысле ее можно назвать высшим проявлением медиа-манипулированием», – так считает профессор МГИМО Валерий Дмитриевич Соловей. – Особенность манипуляции, по мнению ученого, заключается в том, что она всегда осуществляется скрытно – если вы понимаете, отдаете себе отчет в том, что на вас влияют, – значит, это уже не манипулирование. Манипуляция – это когда человек уверен: он к такому мнению «пришел сам».

В-пятых, участники встречи пожелали услышать друг друга и Бога. Для этого нужно братское сердце, братская же любовь и искреннее желание. Перестрелки, отчаянно ведущиеся в соцсетях, «благословения» друг друга на манер жены Иова, вряд ли могут этому поспособствовать. Списывать все наши (и чужие?) беды на кого бы то ни было мы уже прекрасно научились. За последние два года еще и в стилистике поднаторели, аргументацию подбирать научились, логическую линию выстраивать. А обвинить? – обвинить вообще не проблема, врагов-то вокруг куча, выбирай, не хочу. Ассортимент – весь мир. Чья очередь? В такой ситуации поистине услышать и тем более понять друг друга чрезвычайно важно.

Шестое, служители попытались определить границу – насколько глубоко Церковь может быть вовлечена в политику? Проблема в том, что многие христиане (и служители в том числе) с чистым оком приняли весть, что все, кто еще вчера считался братом, на самом деле оказались врагами. Одних обвинили в том, что они заигрались в политику, других – что они с ней заигрывают. И то, и другое в крайних своих проявлениях одинаково плохо. Что делать? – Говорить. Друг с другом и с Богом. Это разрушит преграды, поможет понять брата и сформировать отношение (неманипулированное) к вопросу о взаимодействиях церкви и власти.

Наконец, в-седьмых, братья захотели попробовать докопаться до корней конфликта. Что лежит в его основе: богословие, прегрешение какой-то из сторон против другой, что, что именно?! Если докопаться до корня, то окажется, что его... вовсе и нет. В христианском понимании проблемы. Конфликт связан с вопросами, ничего общего не имеющими ни с христианством, ни с братскими отношениями. Почему же и как мы дали возможность этим вопросам лечь в основание наших отношений? – Об этом рассуждали братья.

За пять дней, проведённых вместе, служители много молились. Кроме этого у них была возможность посетить разрушенный пригород Славянска (Семеновка) и лагерь беженцев, располагающийся там же. Погружение в атмосферу разрухи и нужды несколько смягчило тон общения, хотя кто-то и продолжал вслух задаваться вопросом: «что я здесь делаю?».

В конечном итоге, несмотря на все трудности, служители согласились в том, что прошедшая встреча была уникальной и крайне необходимой, деноминационное разнообразие (во встрече участвовал даже представитель УПЦ МП) не помешало настроенным вначале по-разному представителям противоборствующих стран стать друзьями, готовыми к совместному труду. Служители приняли решение расширить аудиторию участников будущих встреч, пригласив не только представителей других конфессий, но и влиятельных служителей из числа евангельских объединений и союзов.

12748122_955979691124093_2690285723058706926_o-1.jpg

Поскольку организатор встречи (на снимке он в центре) опубликовал эту фотографию на своей странице в ФБ, я исхожу из того, что она не повредит тем участникам встречи, которые предпочли бы остаться неузнанными.

Comments

( 55 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
11 мар, 2016 14:27 (UTC)
Ссылка "интервью" - Diese Präsenz ist derzeit nicht verfügbar. Может из-за моей страны?
vasylprima
andy_777
11 мар, 2016 14:35 (UTC)
Исправил, спасибо.
(без темы) - (Анонимно) - 11 мар, 2016 14:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pesanina - 11 мар, 2016 14:27 (UTC) - Развернуть
andy_777
11 мар, 2016 14:36 (UTC)
Думаете, это здесь уместно?
(без темы) - fobor - 11 мар, 2016 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 11 мар, 2016 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 11 мар, 2016 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andy_777 - 11 мар, 2016 15:21 (UTC) - Развернуть
sveta_nsv
11 мар, 2016 14:58 (UTC)
Ищут корень... Вот я: мама - русская, папа - украинец. Как против себя воевать? Как себя считать чужой для себя?
andy_777
11 мар, 2016 15:12 (UTC)
Не воюй с собой, Света! :)
(без темы) - st_leo - 12 мар, 2016 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sveta_nsv - 12 мар, 2016 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - st_leo - 12 мар, 2016 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 мар, 2016 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sveta_nsv - 12 мар, 2016 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 мар, 2016 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sveta_nsv - 12 мар, 2016 20:44 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
11 мар, 2016 16:50 (UTC)
Рад этому посту! Спасибо и автору фото, знаю, что он хороший парень )
(Анонимно)
11 мар, 2016 17:08 (UTC)
Фото скамейки имею ввиду )
shtunda
11 мар, 2016 18:29 (UTC)
ПросЪтой вапЪросЪ, геноссэ:
УвЪ герЪманЪского народа, ваще - эсть браццкиэ народэ?
Ну, тамЪ браццкий авЪстрийский норотЪ.
Иле - браццкий швэйцарЪский.
Иле, можыдЪ, браццкий североамериканЪский...
Иле, такЪ водЪ и жывйоти - кругЪлыми сиротаме казанЪскими?
andy_777
11 мар, 2016 18:34 (UTC)
Никогда не задумывался об этом, но скорее все же последнее. Сиротами, ага, казанскими :)
(без темы) - shtunda - 11 мар, 2016 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 мар, 2016 19:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 11 мар, 2016 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 12 мар, 2016 00:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 12 мар, 2016 08:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 12 мар, 2016 19:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 12 мар, 2016 21:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 13 мар, 2016 04:17 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 мар, 2016 06:28 (UTC)
Подобные собрания будут похожи на поговорку "толочь воду в ступе", пока не определятся с общим основанием о том, как относится к происходящему : кого вместе благословлять ? какую власть ?
То что в синодальном о власти - есть лажа!
Правильное звучание : не есть власть , ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА !
Однозначно то что не от Бога благословлять не стоит , что бы не становиться соучастником .
(Анонимно)
12 мар, 2016 07:39 (UTC)
Правильное звучание
О, последние инновации! ))) Кто ж определять собрался - от Бога или нет?
Re: Правильное звучание - (Анонимно) - 12 мар, 2016 11:41 (UTC) - Развернуть
Re: Правильное звучание - (Анонимно) - 12 мар, 2016 15:35 (UTC) - Развернуть
Re: Правильное звучание - (Анонимно) - 12 мар, 2016 16:07 (UTC) - Развернуть
ar_chibald
12 мар, 2016 07:02 (UTC)
Мириться с отдельными людьми, христианам с христианами можно и нужно. Мириться церквями-чего то не надо. Два года тому еще можно, а сейчас как то не хочется. Подождать надо когда мир настанет.
(Анонимно)
12 мар, 2016 07:42 (UTC)
Можно и не дождаться и уйти с таким настроением "не туда".
Был хороший совет: "пока ты еще на пути с ним".
(без темы) - fobor - 12 мар, 2016 23:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 мар, 2016 14:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 13 мар, 2016 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shtunda - 13 мар, 2016 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 мар, 2016 15:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 мар, 2016 15:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 13 мар, 2016 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 мар, 2016 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 13 мар, 2016 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 14 мар, 2016 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fobor - 15 мар, 2016 14:16 (UTC) - Развернуть
3000top
12 мар, 2016 09:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
(Анонимно)
14 мар, 2016 19:13 (UTC)
поддержка "властями" действий сатаны
http://t-34-111.livejournal.com/499264.html
( 55 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner