?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В очередной раз прочитал аргумент, в котором текст из Послания к Ефесянам, «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (2:8), приводится в качестве доказательства, что необращенный человек вообще не имеет способности верить, это от него не зависит, а кому Господь дарует. Поскольку этот «аргумент» стал встречаться довольно часто, считаю необходимым указать на его несостоятельность, по той простой причине, что подобное такое толкование данного библейского текста полностью искажает его смысл и переворачивает Божью истину с ног на голову. Уж не говоря о том, что оно (толкование) по сути делает Господа виновным в погибели грешника.



Упомянутый текст в полном виде выглядит таким образом: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8,9). Совершенно очевидно, что в этом тексте противопоставляются две возможные причины спасения: дела и благодать. В качестве оговорки указывается и путь, инструмент, средство (кому как больше нравится) для его обретения – вера.

В зависимости от сформированных (под влиянием различных богословов) представлений о спасении, одни толкователи относят слово «сие» к благодати, другие к вере, третьи к тому и другому – благодати и вере в целом. Для вторых это важно в плане подтверждения их версии о предопределении: кого Господь предопределил, тому и дает веру, а кого, соответственно, не предопределил, того этой веры лишает. Он же суверенен, поэтому, что хочет, то и делает. И ни перед кем отчитываться не обязан.

Возможно, и не обязан, однако делает это. В частности написал такую толстую Книгу – Библию, в которой раскрывает дивный план спасения и показывает пути его обретения. Вот и в приведенном тексте, если не разрывать его со второй частью («не от дел, чтобы никто не хвалился») становится понятно, что уточнение «Божий дар» касается благодати. Тем не менее, мы возьмем самый крайний (радикальный) вариант толкования и рассмотрим его более пристально. Что может иметь в виду Господь, когда говорит: вера – Божий дар?

Как бы мы ни представляли дело, нам не удастся уйти от основной истины, выраженной в тексте. А суть ее такова: дела не могут помочь в обретении спасения, во-первых, потому что это не возможно в силу греховной натуры человека (и об этом мы еще скажем чуть позже), во-вторых, еще и дают несовершенному человеку хоть и призрачный, но повод похвалиться.

Поэтому Господь определил другой путь, другой инструмент, который называется ВЕРА. Главная ошибка последователей учения, означенного в начале заметки, заключается в том, что они путают (в данном конкретном случае) понятия вера и верить. А между тем, в тексте речь идет о вере, не как действии (глагол веровать), а о вере, как явлении (существительное – вера). Различие между этими двумя понятиями очень хорошо видны в следующем тексте: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа» (Гал. 2:16). Выделено мною: вера – дар, и мы узнав об этом, уверовали!

Наконец, Апостол Петр подчеркивает эту же самую истину, разделяя веру, как таковую и способность ее принять. Читаем: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:1).

Сама вера, – по справедливому замечанию Мэтью Генри, – «не является продуктом наших природных способностей или результатом каких бы то ни было усилий с нашей стороны». Другими словами, мы ничего не сделали и не можем сделать для того, чтобы вера, как явление, как неповторимый феномен, существовала во Вселенной. Это полностью и абсолютно Божье изобретение и оно не от нас, это Божий дар! Она, как единственно возможный инструмент для спасения, подарена нам Господом. Но вот воспользоваться или не воспользоваться этим инструментом, то есть, поверить или не поверить, – это целиком и полностью лежит на ответственности человека. И об этой ответственности, собственно, и говорит Библия, от начала до конца (1217 страниц мелким шрифтом).

Именно по этой причине вся проповедь Спасителя сводится к призыву поверить и таким образом спастись: «Кто будет веровать ... спасен будет» (Мар. 16:16). Обратите внимание, не кому Я дам в дар способность поверить (по предопределению или еще по каким-то причинам), а кто поверит, т.е. воспользуется предложенным инструментом. В другом случае Он поощряет человека такими словами: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марка 9:23). Согласитесь, если бы Господь на самом деле давал или не давал способность верить по своему предопределению, то эта фраза звучала бы как издевка. Ну или, что еще кощунственнее, говорила бы о неадекватности Спасителя.

Следующий пример поможет нам понять эту простую истину.
5 августа 2010 года на шахте Сан-Хосе, близ чилийского Копьяпо, произошёл обвал породы. В результате этого 33 горняка оказались замурованными на глубине около 650 метров и примерно в 5 км от входа в шахту.

Наверху был разработан план спасения, за которым с тревогой следили миллионы людей во всем мире. План был таков: как только обнаружится место нахождения горняков, немедленно с помощью специального гидравлического бура будет сделан шурф, внутри которого смогла бы пройти капсула (см. фото). С ее помощью горняки по одному будут извлечены на поверхность. В соответствии с этим планом, лучшие специалисты, приглашенные со всего мира, изготовили специальное оборудование, с помощью которого через 69 дней с момента аварии все горняки были спасены!


Шахтеры ничего не могли сделать для своего спасения. Даже если бы они приложили максимум усилий, это спасение было бы невозможно. Мы с вами, друзья, были в точно таком же положении – придавленные толстым слоем греха, не имели никаких (абсолютно никаких!) шансов на спасение. Нет, мы были отделены от Вседержителя не 700-ми метрами земли, мы были от него бесконечно дальше. И самим нам, собственными делами, усилиями из-под этой тяжести никогда не суждено было выбраться. Мы были обречены на погибель.

Но сверху для шахтеров изобрели, приготовили и затем опустили средство для спасения – капсулу. Вот оно, средство, пожалуйста, пользуйтесь! Это не вы сделали, и не вы опустили, это – наш дар для вашего спасения. Для того, чтобы обрести спасение, нужно лишь воспользоваться предлагаемым средством – сесть в предложенную капсулу. И каждый это должен сделать самостоятельно. И решение принимает каждый сам.

Как похоже это на призыв Христа: Придите! «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные...» Каждый шахтер индивидуально садился в капсулу и его вытягивали наверх. Господь делает то же самое, Он говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан. 6:44). Мы, подобно шахтерам, не имели шансов выйти на свободу, нас нужно было вытянуть, привлечь!.. То же самое делает Господь, когда мы обращаемся к Нему с покаянием. В этом и заключается благодать!

И последнее. Никому из спасенных шахтеров не пришло в голову приписать себе хоть грамм заслуги в своем спасении. То, что каждый из них сел в капсулу, стало только благодарным (благодарным!) ответом (ответом!) на предоставленную возможность и приготовленное средство, инструмент, путь (кому как больше нравится) для спасения. Никому, ни одному разумному человеку во всей Вселенной не придет в голову хвалиться тем, что он прибег к спасительной крови Христа.

Каждое дитя Божье понимает и отдает себе отчет в том, что спасение – идея, разработка, и осуществление – полностью и целиком заслуга Господа. Приписывать кому бы то ни было хвастовство, гордыню, отсутствие смирения, выставлять дело так, что воспользовавшись спасительным средством, предлагаемым Господом, погибающий присваивает себе кусочек славы Божьей, по меньшей мере, неприлично. Гораздо больше гордыни просматривается в заявлениях, наподобие, «меня Господь избрал, а вот тебя, такого хорошего, – нет».

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
5 окт, 2017 19:55 (UTC)
Последние строчки Ваши и были ответом на поставленный вопрос

>."Меня Господь избрал , а вот тебя , такого хорошего ,-нет"

Если продолжить своими словами , хорошее из мира и мудрое и значущее и благородное не избрал - избрал похуже ... Ну и цель помните такого избрания ? Как видите , спасение закрыто для погибающих ...

Но надо кое, что прояснить , определенно ,если бы человек мог делать такой шаг,как зародить в себе спасающую веру , то таких бы людей было бы очень мало , в силу известных причин -греха и сатаны . Так вот такой бы подход предполагал бы хаотичность , стихийность спасения и не спасения , а точнее сказать практически полного не спасения ! Но Бог по великому своему милосердию избирает не сравненно больше людей ко спасению , нежели бы если бы они могли делать определяющий выбор сами , Бог становиться гарантом спасения от начала и до конца !

Справедливо это или нет ?! Ну если из 100 человек спасется "своей верой" 1 человек , а избранием Божьим 85 , так в чем тут не справедливость ?!

Вы скажите , а где же моя свободная воля , а у вас ее не было , вы были рабом греха и только после как Бог вас привлек и открылся , вы стали способным на оценку и выбор .
andy_777
6 окт, 2017 10:24 (UTC)
Последние строчки были не ответом, а цитатой. Показывающей гордыню тех, кто якобы боится забрать славу у Бога. Вообще показательно, что когда человеку нечего сказать по существу, он берет огрызок какой-то фразы, совершенно не касающейся дела, и начитает ее обыгрывать. Давайте я видоизменю зацепленную вами фразу и скажу так: «Меня Господь избрал, а вот тебя, такого НЕхорошего, – нет». Что останется от вашего длинного комментария в таком случае?

В отношении всех ваших «было бы». Это не было бы, а есть. Посмотрите на мир не зашоренными Кальвиным глазами – в нем как раз хаотичность и стихийность и господствует. Как бы вы этот факт ни пытались опровергать.

Статистика, знаете ли, вещь упорная, и она показывает, что на планете Земля верующими считают себя около 5,8 млрд. жителей нашей планеты. Из них примерно 2,2 млрд. человек (32% от общей численности) исповедуют христианство, 1,6 млрд. (соответственно, 23%) – ислам, 1 млрд. (15%) – индуизм, 500 млн. (7%) – буддизм, 14 млн. (0,2%) – иудаизм.

Спрашивается, почему Он так неравномерно и по-разному «производит в людях хотение и действие»? Ладно бы оставил какой-то регион погибать в мусульманстве, но и христиан «производит» совершенно разных: от католиков, до староверов, от лютеран до харизматов. При этом Библию дал только одну на всех! Почему россияне почти все православные?

Очень просто: потому что в России вещается в основном православие. При этом православные признают, что в труднодоступных регионах страны протестанты имеют гораздо больший успех. Опять же, почему? Потому что протестанты едут и проповедуют. А когда в России «проповедовался» коммунизм, то люди были безбожниками. Не так ли?! Таким образом успех распространения тех или иных убеждений зависит не от ее «правильности» и не от предопределения. Успех зависит от того, насколько активны носители этих убеждений в той местности, где она находится. Понятно же, что богоборческое учение принималось людьми только потому, что с детства внушалось им (и уж точно не потому, что Бог это предопределил), но как только социализм дошел до ручки, а потом и вообще развалился, то сразу начало звучать Слово и люди стали принимать Христа (вспомните конец прошлого века).

Гитлер своим красноречием погрузил Европу в геенну огненную. Значит ли это, что Господь одно отдельно взятое поколение немцев невзлюбил? Нет, конечно! И во времена злого гения оставались верные Богу люди, проповедавшие Слово Божье. Но в масштабах страны преобладала идеология фюрера, которая поглотила умы за счет агрессивной массовой пропаганды. А теперь фашизм в этой стране запрещен. Значит ли это, что Творец к нынешнему поколению более милостив?

Всё это говорит о том, что Творец дал свободу выбора, Он дал Слово и призывает своих детей проповедовать в своей стране максимально активно, но при этом Бог не забивает веру палкой в голову, как это делал Кальвин. Вера рождается от Слова. Зерно прорастает там, где сеятель сеет. И совершенно неслучайно Господь призывал именно к проповедованию, к научению, а не сортировал людей по некоему фатальному предопределению: «Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона...» (Втор. 31:12). Перечитайте эти слова еще раз и вспомните Советский союз!

Таким образом, рост групп приверженцев любой веры (и с этим невозможно спорить) зависит от активности их проповеди. Только этим можно объяснить «несправедливое» распределение территорий разными конфессиями, а вовсе не тем, что «Богу было угодно» некоторым народностям вручить Будду вместо Христа. Где и что больше и эффективнее проповедуется, там то и принимается. Именно поэтому Спаситель поручает Своим ученикам: «Идите, научите все народы!» (Матф. 28:19), что они, собственно, и делали. Именно поэтому Христос рекомендует «молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф. 9:38).

Edited at 2017-10-06 10:28 (UTC)
firecutter
5 окт, 2017 20:18 (UTC)
Чо-то никто не пришёл побеседовать :)
andy_777
5 окт, 2017 20:48 (UTC)
Ну почему же, ты вот пришёл. Побеседовать:). А воообще все беседы постепенно в фейсовую книгу перетекли...
shtunda
5 окт, 2017 23:43 (UTC)
Хорошый примерЪ, кстате.
andy_777
6 окт, 2017 10:30 (UTC)
Поэтому в ФБ к нему и цепляются более всего :)
сергей порукевич
6 окт, 2017 14:41 (UTC)
Хорошая статья, добавлю, что о обретении возрождающей человека веры, хорошо написал Златоуст "задача Бога зажечь свет, а задача человека открыть глаза и увидеть этот свет".
irenchado
9 окт, 2017 09:43 (UTC)
Хорошо и правильно все написано, пример приведен очень удачный.
Вот только рассмотрение стихов Еф.2:8-9 я бы обязательно дополнила стихом Еф.2-10:
"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять."
Есть дела, которыми человек хвалиться, потому что они хороши в его собственных глазах и глазах окружающих, а есть добрые дела во Христе Иисусе по исполнению предназначенного Богом, как проявление благодати, веры и спасения.
(Анонимно)
9 окт, 2017 22:53 (UTC)
Вера без дел мертва
Говоря о вере и делах, необходимо иметь в виду, что все дела, о которых говорится в Писании, можно разделить на три категории: дела закона (Рим. 3:20), добрые дела (Еф. 2:10) или поступки, и дела веры (1Фес. 1:3).
Дела закона. Везде, где в Новом Завете говорится о делах закона (Рим. 3:20, 9:32; Гал. 2:16, 3:2,5,10), имеется в виду исполнение заповедей Закона Моисеева (Исх., главы 20-31; Лев., главы 1-7, 11-27 и др.). Об исполнении этих заповедей в Новом Завете, сказано, что «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть» (Рим. 3:20, 28; Гал. 2:16, 3:11; Деян. 13:39).
Существует один единственный способ оправдания пред Богом или спасения от вечной гибели – это вера в искупительную жертву Иисуса Христа на кресте Голгофы, где Он совершил спасение для всех людей (1Тим. 4:10). Тот, кто приходит к Богу с верой и покаянием и принимает в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя «получает оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).
Добрые дела. Они тоже не могут быть основанием нашего оправдания и спасения. Никакими добрыми делами невозможно заслужить спасение. Если бы можно было спастись добрыми делами, то не было бы нужды Христу приходить на нашу греховную землю и умирать на кресте Голгофы.
Однако это вовсе не означает, что христиане могут не делать добрых дел в своей жизни, что они освобождаются от того, чтобы творить добро окружающим людям. Наоборот, они обязаны это делать, но не для того, чтобы таким способом «заработать» спасение, а потому что, будучи уже спасенными, детьми Божьими, любовь Божья в них проявляется в том, чтобы делать добро окружающим людям. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). В первую очередь христиане призваны делать добро «своим по вере» (Гал. 6:10), ибо в этом проявляется любовь детей Божьих друг ко другу (1Иоан. 3:17-18).
Дела веры. Что же такое дела веры, без которых сама вера является мертвой (Иак. 2:20)? Это проявление веры в делах и поступках христианина. Дела веры играют большую роль в деле нашего спасения. Дело в том, что спасение каждого конкретного человека – есть дело Богочеловеческое, как выразился великий русский христианский философ Владимир Соловьев. В этом спасении участвуют две стороны – Бог и человек. Бог со Своей стороны все сделал для нашего спасения, полностью выполнив Свою часть Великого плана спасения. Христос совершил это на кресте Голгофы для всех людей (1Тим. 4:10).
В чем же состоит человеческая сторона в осуществлении этого спасения? Она состоит в принятии верою каждым конкретным человеком этого спасения, совершенного на кресте нашим Спасителем. Если человек не примет верою этого спасения, то оно не может быть реализовано этим человеком. Но что значит «принять верою» Божье спасение? Достаточно ли, чтобы человек понял и согласился, то есть поверил, что все люди грешники и что Христос является Спасителем всех людей? Нет, такой веры недостаточно, ибо таким способом даже «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Необходимо, чтобы эта вера проявилась в «деле», необходимо совершить дело веры. Таким делом веры в первую очередь является покаяние. Вступление в завет с Господом через святое водное крещение – это тоже есть дело веры.
Вот почему на вопрос людей, которые слушали проповедь Апостола Петра в день пятидесятницы, и которые «умилились сердцем», то есть поверили, было сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Уверовавшим во Христа необходимо было проявить дело их веры в покаянии и крещении, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Дело веры горняков состояло в том, чтобы сесть в капсулу.
Из книги ''Живое христианство и тайна беззакония''
irenchado
11 окт, 2017 07:05 (UTC)
Re: Вера без дел мертва
А есть еще дела фарисейства, которые обличал в Своих проповедях Господь наш Иисус Христос, хотя фарисеи ("род лукавый и прелюбодейный") такими делами гордились и хвалились.
Поэтому Богодухновенные стихи Еф.2:8-10 нужно рассматривать в комплексе, т.к. здесь не только вера противоставляется делам, которыми люди имеют обыкновение хвалиться, но таким делам противоставляются добрые дела созданных "во Христе Иисусе" (возрожденных Духом Святым христиан, живущих во власти Господа. возрастающих в освящении), добрые дела в глазах Бога "которые Бог предназначил нам исполнять". И это не только творение добра ближнему, это все дела, угодные Богу.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Free counters!

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner