?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

ВЕРА vs МЕЧТА

Еще раз о мечтах. Уже не первый раз встречаюсь с утверждением, что в христианской практике мечта и вера – это одно и то же. Слова-синонимы. И правда, в чем различие между мечтой и верой? Ведь по большому счету, и в том, и в другом случае, человек размышляет о том, чего еще нет, чего он еще не видит (не имеет, не получил), но хотел бы... Отсюда, возможно, и путаница.



После очередной дискуссии я задумался, меня не оставлял в покое вопрос: чем вера отличается от мечты? Ведь очевидно и доказательств не требует: мечты – это мечты, а вера – это вера. Между этими понятиями есть разница, в противном случае Господь непременно бы поставил между ними знак равенства. Но нет, вера в Библии – главная тема (поэтому нас и называют верующими, а не мечтающими), о мечтах же Слово Божье упоминает нечасто. Но во всех случаях не в лучшем контексте.

«...Так точно будет и с сими мечтателями, – пишет, например, Апостол Иуда и продолжает, – которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (8 ст.) Если читать дальше, то можно увидеть портрет классических мечтателей, который блестяще нарисовал Апостол Иуда. Нужно читать до 19 стиха включительно.

Чтение хороших книг развивает человека и обогащает его внутренний мир.
Магазин «Христианская книга» – тихое уютное местечко для размышлений.
Присоединяйтесь,
много книг – здесь: http://christianin.eu/.

Еще одно упоминание о мечтах мы обнаруживаем в Послании к римлянам. Мысль Апостола ясна, как день: «Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (12:3). Обратим внимание: не по мере наших фантазий и мечт, а по мере веры. Не в себя, не в собственные мечты, а веры – веры в Бога. А потом, если следить внимательно за текстом, Павел по сути противопоставляет веру мечте. Завершая отрывок, он резюмирует, причем, в форме императива: не мечтайте о себе (Римл. 12:16). Коротко и ясно. Вариантов интерпретаций – ноль.

Интересно обратить внимание на то, как токуют слово «мечта» словари. Согласно им, мечта – это особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Затем, следует уточнение: мечтательность присуща, в основном, молодому поколению, в особенности же – девушкам. Далее, в качестве подспорья предлагаются синонимы: грезы, блажь, мнимое видение, бред, игра воображенья во сне, в горячке или наяву. Так прямо и написано: «в горячке или наяву».

Итак, в чем же разница между мечтой и верой? А вот в чем: Когда человек мечтает, в центре его внимания – он сам; когда человек верит, на первом месте у него Бог. В своих мечтах человек фокусирует внимание на себе самом – видит себя любимого летчиком, доктором наук, писателем или великим артистом... Словом, любуется собой в воображении среди «жизни высокого качества».

Самое высокое качество, это быть «как боги». Помнится, самый первый мечтатель пообещал такую перспективу Еве. Последствия ее мечтаний о жизни высокого качества мир расхлебывает до сих пор. Вера же неизменно требует, чтобы на первом месте всегда оставался Бог. Он сделает, Он совершит, на него упование, в Него вера. И как только в размышлениях о будущем Бог смещается с Его законного места, вера тут же превращается в мечту. Как царевна. В лягушку...

P.S.
Упоминания о мечтах в Библии:
Пс 72:20 ...так Ты, Господи, пробудив их уничтожишь мечты их...
Иер 14:14 ...и пустое и мечты сердца своего...
Иер 23:16 ...они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего,..
Прем 18:17 ...Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений,..
Сир 3:24 ...и лукавые мечты поколебали ум их.
Сир 34:5 ...и сердце наполняется мечтами, как у рождающей...
Сир 40:7 ...будучи смущен сердечными своими мечтами,
Рим 11:25 ...чтобы вы не мечтали о себе, –

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
fobor
4 фев, 2019 21:50 (UTC)
Думаю, тот факт, что в Новом Завете о мечтаниях говорится только в негативном контексте, не отменяет наличия у этого слова положительных значений в русском языке. Понятно, что мечты о "далёких мирах, о волшебных дарах", особенно, в возрасте за 30, как в известном стихотворении, это бессмысленная трата времени. Но бывают же и такие мечты, как, например "у меня есть мечта" М.Л. Кинга. Или, скажем, парень мечтает стать летчиком, в результате, ходит в авиакружки, занимается спортом и в итоге поступает в летное училище. А если и не поступает, все равно, пусть он лучше укрепляет здоровье и учит тригонометрию, чем распивает пиво по подворотням, в компании молодежи, что сама не знает, чего ради живет. Что в этом плохого?

Что касается Авраама, то, без сомнения, мечта у него была. Мечта иметь сына (что характерно, мечта была в полном соответствии с заповедью. После того, как Бог обещал ему сына, то, что было мечтой, стало преметом веры.

Edited at 2019-02-04 21:53 (UTC)
andy_777
5 фев, 2019 08:04 (UTC)
Согласен, мечта – это не смертельно. Я все же немного о другом, я об участившихся случаях, когда библейские примеры веры (настоящей веры) или само явление веры подтягиваются за волосы, когда веру начинают подменять какими-то мечтаниями, то здесь нужно задуматься и разобраться. Что я и сделал, в общем-то – попытался понять, ЧТО об этом говорит или не говорит Библия. Выяснилось, что в лучшем случае она о мечтах ничего не говорит, в худшем – отзывается о них с отрицательными нотками. Поэтому я и заявляю, что Библия – это книга о вере, а не о мечтах. И когда значение веры подменяется мечтой, то великий дар Божий обесценивается. Мое мнение, разумеется. Которое я никому не навязываю.
Выраженная в посте основная мысль, на мой взгляд, дает более-менее правдивое и главное универсальное определение мечты. Пример Авраама с сыном, кстати говоря, очень хорошо вписывается в это определение. Когда он мечтал о сыне, то был в центре внимания сам: как он будет его пеленать, потом учить его ходить, потом какому-нибудь ремеслу, он видел себя в роли доселе ему неведомой. И ничего страшного в этом конечно же нет. Но когда вступала в силу вера, там Бог был в центре. Как-то так...
(Анонимно)
5 фев, 2019 10:00 (UTC)
отрывок
http://messia.ru/bibliotk/m/merton/nbl.htm

«Богословие от лукавого — самая настоящая магия. Вера тут не обращена к Богу, открывающемуся как милость. Это субъективная "сила", которая подгоняет реальность под наши прихоти. Такая вера — что-то вроде непреодолимого желания. Напористость воли, питаемой "глубокими убеждениями", порождает особый навык, некое мастерство. Обрушившись на Самого Бога всей Его чудесной мощью, мы склоним Его волю к воле человеческой. Бог превратится в средство для наших целей — вере, неотличимой от потрясающей, невиданной напористости (любой шарлатан может развить ее в нас за надлежащую мзду), поистине нет преград. Став цивилизованным шаманом, мы сделаем из Бога слугу. Правда Божия непреложна, но Сам он поддастся нашим чарам, позволит себя приручить. Он оценит наш напор и воздаст нам успехом. Мы прославимся, ибо у нас — "вера". Мы разбогатеем, ибо у нас — "вера". Враги сдадутся и преклонятся перед нами, ибо у нас — "вера". Дела пойдут прекрасно, все и вся у нас будет спориться. А как же еще? Однако это не так просто. Твердо зная, что вера может все, мы закрываем глаза и напрягаемся, дабы породить хоть немного "душевной силы". Мы верим. Мы верим.

И что же? Да ничего».
_______
(Томас Мертон)

Нравственное богословие от лукавого
опубл.: «Русская мысль» — №4210

vasylprima
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Февраль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Free counters!

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner